«…Я и кинорежиссёром стал благодаря телевидению»

 Впервые Вадим Костроменко увидел телепередачу, когда учился в Москве на операторском факультете ВГИК.
 Он вспоминал, что появление телевидения вызвало переполох в кинематографических кругах: «Киношники схватились за голову. Кино стали показывать по телевизору! Кто же теперь пойдет в кинотеатры, кто будет платить за билеты, если то же самое можно смотреть дома и бесплатно?» Жизнь показала, что все происходит параллельно.

 Молодой кинооператор после окончания института по распределению прибыл на Одесскую киностудию и успешно работал, снимая в качестве ведущего оператора по одной картине в год. Режиссёр Игорь Кривохатский предложил ему подработку на записи концертов, так как телевизионщики своими силами объять весь объем работы уже не успевали. Снимали, в основном, по ночам, когда город засыпал. Одна ночь, как правило, уходила на фонограмму, другая  — на съёмку, во время которой Вадим тоже был ведущим оператором.

 Вадим признавал: 
«На телевидении работать было сложнее. Кинооператор, снимая кино, может десять раз подумать, изменить композицию, переставить камеру, снять другой план, чтобы все сделать наилучшим образом. А что же телевизионному оператору? Если учесть, что приходилось снимать актуальный репортаж с места события или прямо-эфирную передачу в студии, то все нужно было сделать с первого раза, так как любая твоя ошибка уже неисправима, а, значит,  мастерство должно быть значительно выше. А ведь в первые годы существования телевидения не было такого ВУЗа, в котором учили бы специально для телевидения, оператору-кинематографисту приходилось переучиваться в процессе работы, быть предельно внимательным и дисциплинированным». 
 К сказанному Вадимом необходимо добавить, что многие и кинематографистами не были, а учились у старших товарищей по принципу наставничества, как это практиковалось на промышленных предприятиях.

 После окончания операторского факультета Вадим Костроменко 13 лет работал на киностудии, снято было 13 фильмов, но его постоянно тянуло в режиссуру, тем более, что некоторые его коллеги-кинооператоры уже дебютировали в кино как режиссеры: 
«Я все время надоедал директору киностудии Геннадию Збандуту своими предложениями, а он отмахивался: подожди да подожди. И вдруг вызывает меня сам: «Телевидение сделало нам заказ, который нужно выполнить обязательно в текущем году. А все режиссеры от него отказались. Ну-ка, ты рвался в это дело — попробуй!» И дает мне сценарий — «Всадники» Василия Решетника. В этом сценарии действие разворачивается в начале войны, то есть, в начале лета, а после всех формальностей съемки могли начаться только осенью. О каких июньских днях может идти разговор, если летняя «натура» уйдет, а на дворе будет золотая осень, потому-то все и отказались. А для меня этот фильм мог стать шансом.
 Подумал я, подумал и предложил: давайте мы этот фильм сделаем черно-белым. Это, во-первых, как бы отодвинет его в историю, во-вторых, желтеющие листья уже нам будут не страшны. Збандут согласился. Оказалось, что фильм «Всадники» на двух фестивалях получил по главному призу. Это послужило началом моей карьеры кинорежиссера, ну, и, конечно, я в операторы уже не вернулся. Как видите, кинорежиссером я стал благодаря телевидению. А снимал чаще всего телевизионные фильмы и сериалы. Тем более, Геннадий Збандут находил все новые заказы от телевидения». 
 К слову, мы и сегодня читаем в начале многих картин разных киностудий «той страны»: «Фильм снят по заказу Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию», — что говорит о том, какие немалые средства отпускались телевизионным студиям не только для «переноса» спектаклей на телеэкран, но и на съёмки художественных фильмов, популярных по сей день.

 Итак, Вадим Костроменко пришел в кино как оператор, но волею судьбы и благодаря настойчивости и таланту стал прекрасным режиссером, а фильмы, постановщиком которых он был, до сих пор остаются на слуху кино-публики. Было бы несправедливо не упомянуть о том, что Вадим в разное время был также внештатным ведущим, профессионально вёл передачи, связанные с кинопроизводством, биографиями известных режиссёров, актёров, других работников киноиндустрии: 
«Я даже стал ведущим одной из передач. Тогда в Москве Каплер начал вести «Кинопанораму». Но одесские телевизионщики сказали: «А мы что, рыжие?». И позвали меня, кинорежиссера, быть автором и ведущим программы «Герои киноэкрана», в которой я рассказывал о буднях, новых фильмах и творческих работниках Одесской киностудии».
Внештатный ведущий цикла «Кинофильмы Одесской киностудии, посвящённые Второй мировой войне,
 Вадим Костроменко, звукорежиссёр Николай Безуглов и гость студии готовятся к прямому эфиру в АСБ-3 
  Многие организаторы передач и редакторы Одесской студии телевидения скажут вам, что за 60-летний период истории ОСТ Вадим Костроменко никогда не порывал связи со студией, был связан со многими редакциями и вёл десятки передач, наполненных интересными фактами, оставаясь в нашей памяти талантливым, любознательным и добрым человеком. Леонид Сущенко как-то сказал:
 «Удивительно, но, когда говоришь о людях, которых уже нет с нами, то к воспоминаниям об общении с этими талантливыми, полными идей людьми, примешивается ощущение какой-то светлости, совсем не минорной. Память о них светла». 
Светла в наших сердцах и память о Вадиме Костроменко, плоды творчества которого навсегда остались в сотнях метров киноплёнки и в сердцах кино- и телезрителей.



Комментариев нет:

Отправка комментария