Театр перед микрофоном

 С первых дней создания с Одесской студией телевидения были связаны все театры Одессы.
 Достаточно вспомнить — когда Киев показал крошечный сюжет о том, что в Одессе, наконец, открылась студия телевидения, сообщение было проиллюстрировано фрагментом из оперетты «Морской узел». Напомним, что и самую первую передачу в новом комплексе ОСТ вместе с Нелли Харченко вел артист оперетты Михаил Водяной. Телепостановка «Одесса — мой город родной», что с успехом многократно транслировалась по всесоюзной и республиканской сетке, тоже была подготовлена вместе с этим театром. За эту работу старший редактор В. Нахапетов, режиссер Б. Черномордик, оператор Е. Гулин, художник В. Федоренко были отмечены грамотами и денежными премиями.

На телеэкран «переносились» многие музыкальные спектакли: «Вольный ветер», «На рассвете» и другие. Режиссер Ирина Швед утверждает: 
«Наша оперетта — это вообще особая история для ОСТ. Мы знали весь репертуар, дружили с актерами: Барда-Скляренко, Деминой, Жадушкиной, Крупником, Сатосовой, всех не перечислить. Можно с уверенностью утверждать, что с первого вздоха Одесская студия телевидения связана с опереттой прочными узами».
Постоянные участники музыкальных (и не только) передач из Большой студии
народные артисты Украины Анатолий Дуда и Анатолий Бойко  
  Да разве только с опереттой? Представители всех театров были желанными  гостями ОСТ каждый вечер. Народный артист Украины, профессор ОНМА Анатолий Иванович Дуда — давний друг студии: 
«Мы часто бывали в студии, будучи еще студентами консерватории. Не думаю, что можно подсчитать количество телепрограмм, в которых мы пропагандировали классическое искусство». 
 Народный артист Украины Анатолий Иванович Бойко вспоминает: 
«Я попал на телевидение по приглашению Игоря  Кривохатского, когда был рядовым срочной службы Ансамбля песни и пляски Одесского Краснознаменного округа. Именно в телестудии я впервые исполнил песню «Катя-Катерина», которую мы так любили. Потом уже в качестве солиста театра выступал тут многократно».
 Листая подшивки старых газет, мы постоянно встречали фоторепортажи и статьи о работе ОСТ, подтверждавшие внимание к телевещанию, царившее  в конце 50-х, начале 60-х годов, в том числе и к «переносу» многочисленных художественных постановок со сцены театра на экран телевизора. «Переносы» спектаклей продолжались в продолжение многих лет и, безусловно, способствовали расширению культурного кругозора телезрителей. Почти во всех газетах существовала  рубрика «У экрана телевизора».

 Директор Одесского академического русского драматического театра Александр Копайгора подтверждает: 
«Лет 38-39 тому я отвечал за записи на телевидении из Оперного театра. Ваши ребята творили чудеса, а мы все были неимоверно влюблены в наше телевидение. Уже потом, когда я был заместителем директора Оперного театра, а затем — директором Украинского театра,  каждый сезон начинался для меня со звонка из студии: «Так, Александр Евгеньевич! Какие спектакли Вы нам даете на запись?». Осуществлялся  «чистый перенос» спектакля на телеэкран, то ли постановка несколько перерабатывалась применительно к телевидению. На это бюджетом отпускались средства, которые студия перечисляла театру, мы же делились необходимыми декорациями и костюмами, и было, что показывать».
 Почти каждый месяц редакция художественного вещания должна была показать по телевидению спектакль. В государственном бюджете планировались специальные средства для «театра в студии», так называемые постановочные, что давало возможность создавать дорогостоящие постановки. Например, мастерски, с глубоким проникновением в стиль произведений Борис Черномордик поставил телеспектакли «Убить человека» по произведению Д. Лондона, «Соседи» по пьесе И. Гайдаенко, «Возмездие рядом» по сценарию Г. Шимановского и многие другие. Тогда на ОСТ пришли высококвалифицированные театральные режиссеры: Люция Глибко-Долинская, Владимир Люстгартен, Борис Черномордик, Виталий Волков, Виктор Швед, Дмитрий Джусто, Михаил Тилькер и другие. 

 Особой вехой телевидение стало и в биографии Марии Каменецкой, с раннего детства влюбленной в театр: 
«Для меня режиссура всегда была лучшей и самой трудной профессией в мире, ведь режиссер должен прикасаться к ранимой человеческой душе. Приступая к работе над каждым своим спектаклем, я испытывала огромную душевную радость, будь то инсценировка повести Катаева «Белеет парус одинокий», трагикомедия  Габриэлы Запольской «Мораль пани Дульской», десятки других спектаклей».  
 На «театральные» деньги, отпускаемые государственным бюджетом, студия имела право купить спектакль любого театра, и не только Одесского: Ленинград, Кишинев, Севастополь, Волгоград, Аджария, — вот неполный список, где побывали сотрудники ОСТ в поисках интересных театральных постановок с целью «переноса» их на телеэкран. Виталий Нахапетов неоднократно был участником поездок в другие города: 
«Однажды Владимир Люстгартен возглавил нашу экспедицию в Санкт-Петербург, чтобы «перенести» на Одесский телеэкран оперетту театра музыкальной комедии этого города. Там мы сделали фонограмму, а затем артисты театра в определенный день приехали в Одессу и здесь в прямом эфире был показан спектакль. Безусловно, все декорации делались руками постановочного цеха ОСТ. Надо ли говорить, что для города это было большим событием. Телестудия даже собственные афиши выпускала, что приглашали одесситов к экрану. Ими была оклеена вся Одесса».
 Художник Лилия Соколова вспоминает: 
«Недостающие элементы реквизита нам частенько «подбрасывали» из театров и киностудии: станки, окопы, декоративные кусты, траву и деревья, другие компоненты передач. Костюмы мы брали там же на прокат. В Большой студии ставили спектакли все городские театры, выступали симфонический оркестр филармонии, танцевальные и музыкальные коллективы, знаменитые актеры, гастролировавшие в Одессе. Ни один театр, приезжавший на гастроли в Одессу, не проходил мимо Одесской студии телевидения. Наш большой павильон становился удобной телевизионной сценой для творческих коллективов Москвы, Ленинграда, Киева, Львова и многих других городов страны, оставаясь для нас, художников, площадкой для творческого и нелегкого физического труда».
 Вместе с тем, театральные залы для телевизионщиков стали не просто местом знакомства с театральным искусством, а настоящей рабочей площадкой, каждый уголок которой исследовался перед очередной записью очень скрупулёзно. Режиссёр и ведущая программ Натали Хохлова-Покровская вспоминает: 
«В то время пробиться в театры было невозможно, я же, будучи помощником режиссёра литературно-драматической редакции, могла в любой зал входить беспрепятственно, так как мы постоянно договаривались с театрами о «переносе» той или иной постановки на телеэкран. Я была рада возможности каждый вечер посещать спектакли, знала всех актеров и дирекцию всех театров». 
 «Конечно, режиссеры, используя ПТС, работали также непосредственно в театрах, однако большое количество постановок осуществлялось в Большой студии, — продолжает Лилия Соколова, — она позволяет вволю развернуться на трехстах квадратных метрах, установить свое, здесь придуманное, оформление и соорудить до десятка съемочных площадок, с которыми можно работать одновременно. 

 В публикации областной газеты журналист Л. Новоселицкая писала: 
«Немало новых произведений современной отечественной и зарубежной литературы ждут популяризации при помощи телевизионного экрана. Специфика телевидения дает широкий простор для разнообразия форм и жанров литературных и литературно-драматических передач. Об этом свидетельствует показанная Одесской телестудией передача «Строки, написанные сердцем» по книге Ольги Берггольц «Дневные звезды». Режиссер Л. Глибко-Долинская изобретательно, умно и тонко нашла интересное решение литературного сценария А. Геролимато. В основных ролях были заняты артисты Русского драматического театра».
 Режиссёры второй волны телевизионщиков продолжали традиции первопроходцев. Например, ещё один помреж Ирина Швед прошла увлекательный путь от помрежа и ассистента до Заслуженного деятеля искусств Украины. Чудесное ее превращение в режиссера-постановщика происходило на глазах у коллег, когда Ирина вместе с ними стала создавать для детей постановочные передачи по мотивам сказок. Роль сказочников исполняли актеры Валерий Бассэль, Александр Курский, Игорь Лучинкин и другие.

 А потом были десятки других спектаклей, в том числе «Маскарад», который впервые прошел в 1983 году на ЦТ в цикле передач «Премьера». Московские рецензенты писали: «Балет «Маскарад» — спектакль Одесского театра оперы и балета — явление весьма интересное в советском балетном репертуаре. Как нам думается, премьера этого балета по ЦТ прошла весьма успешно. И не только потому, что театр предложил интересный спектакль, но и потому, что была проделана огромная работа телевизионной группой: режиссером Швед, редактором Илюшенко, звукорежиссером Ниной Балаевой, ведущим оператором Анатолием Бурдейным, операторской группой». 

 Такие грандиозные записи осуществлялись позднее, а вначале все подавалось зрителю в прямом эфире, потому началу трансляции предшествовали обязательные репетиции, на которых скрупулезно оттачивались действия каждого участника. И вот после волнующих и мобилизующих слов режиссера: «Внимание! Мы в эфире!», — на камеру играли актёры, оживали выгородки под лестницей, камеры попеременно двигались, «наезжали», «отъезжали», кружили на роликах вокруг актеров, а кабельщики следили за перемещением кабелей. Вся эта телевизионная машина из оборудования и исполнителей работала напряженно и слаженно до еще одного волшебного словосочетания: «Снято, все свободны!». Конечно, зрителю незнакомы были и эти усилия, и эта приятная усталость, и общая эйфория от проделанной работы, во время которой коллектив из нескольких десятков человек превращался в единый творческий организм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий