«Благословляю ту случайность!»

В первый день моего пребывания на студии, — вспоминает ветеран телевидения Галина Козмава, —  главный режиссёр студии Галина Ружицкая провела со мной инструктаж и сказала, что стажировку я буду проходить в литературно-драматической редакции: «Там есть ассистент Наташа Хохлова, она введет тебя в курс дела».
 Я — бабушкина внучка, с туго заплетенной косой до пояса, в простом батистовом платьице, несмело вхожу в редакцию и вижу — сидит красавица в роскошном платье, с огромными ресницами, прекрасными локонами, нога на ногу на высоких каблуках, и на мой робкий вопрос: «Кто здесь Наташа Хохлова?», — отвечает: «Это — я!». Так я познакомилась с Наташей, которая научила меня первым азам профессии помрежа, хоть и была-то чуть-чуть старше меня». Действительно, юная наставница, отслужив два года в качестве помрежа, к тому времени была уже опытным ассистентом и с удовольствием делилась знаниями с новыми сотрудниками.


 Натали Хохлова-Покровская пришла на студию сразу после школы смышленой, полной идей девчонкой. Преодолела все ступеньки подъема по карьерной лестнице, хотя начиналось все почти случайно. Наташа не прошла по конкурсу в университет и, получив отсрочку на год, раздумывала над тем, куда бы устроиться на работу. Сокурсницами ее старшей сестры по филфаку некогда были Светлана Зарицкая и Галина Илюшенко, работавшие теперь на Одесской студии телевидения. Однажды в разговоре они сказали подруге, что в литературно-драматическую редакцию требуется помощник режиссера. Так, казалось бы, случайный, разговор трех подруг предопределил судьбу Наташи. Сегодня Наталья Леонидовна благословляет ту случайность, так как телевидение с сентября 1975 года стало любимым делом всей ее жизни. Она говорит: 
«Как хорошо, что я прошла все этапы телевизионной лесенки, каждая ступенька которой учила многому, добавляя в копилку знания, необходимые для того, дабы видеть и понимать весь телевизионный процесс в целом. Наиболее интересным и результативным был, безусловно,  период, когда работала помрежем».
 У помрежа работы немало: встретить гостей, оформить документацию, составить ведомости гонорарного и постановочного вознаграждения авторам, ведущим и актерам, в перерывах между передачами выполнить все распоряжения режиссеров, редакторов, руководителя объединения. Эта занятость не мешала Наташе в любую свободную минутку рваться за пульт или за камеру. А тогда вопросам техники безопасности уделялось большое внимание. У нее, как у всех помрежей, была своя зона доступа, а притрагиваться к камере или режиссерскому пульту — ни-ни! 
«Вот когда получишь ставку и сдашь экзамен Василию Гольцеву, отвечающему за технику безопасности, — говорили ей старшие товарищи, — тогда можешь смело подходить к технике». Инженер по ТБ строго следил за этим и «ловил» непослушных сотрудников «на месте преступления».
 Больше всех доставалось Хохловой. Об этом знали все, поэтому, как только Василий Ефимович приближался к АСБ, ее предупреждали, и Наташа «ныряла» под пульт. Когда тот покидал аппаратную, вновь появлялась в поле зрения коллег. Надежда Абрамовна Лузина говорила: 
«Каждый раз со смехом я наблюдаю за этим трюком Наташи Хохловой с выскакиванием из-под стоек». Операторы тоже шутили: «Ее гонят в дверь, она — в окно!», — тем не менее,  многие разрешали исследовать телекамеру. «Боялась я только Костю Копицкого, — констатирует Натали, — и то недолго».
 Любознательность и желание освоить новые навыки пригодились, когда ассистент Галина Ольха уволилась и уехала в Киев, а Наташе пришлось три года подряд совмещать обязанности помрежа и ассистента, будучи к тому же  и старшим администратором. Такая нагрузка была девушке не в тягость. Напротив — расширяла кругозор, позволяла интенсивно накапливать опыт, сулила интересные встречи и знакомства: 
«В то время пробиться в театры было невозможно, — рассказывает она, — я же, как посредник между театром и студией телевидения, могла в любой зал входить беспрепятственно, так как мы постоянно договаривались с театрами о «переносе» той или иной постановки на телеэкран. Я была рада возможности каждый вечер посещать спектакли, знала всех актеров и дирекцию всех одесских театров.
Известно, что любая столичная знаменитость, приезжавшая в Одессу, первым делом приходила к нам на телевидение, принимая участие в популярной телебеседе «60 минут с…», соавторами которой были режиссер Евгений Гулин, редактор Георгий Черняков, ведущая Нелли Харченко и другие. Поскольку я была помрежем литературно-драматической редакции, то первой знакомилась со «звездами», ведь в мои обязанности входило встречать их на вокзале, препровождать в гостиницу, постоянно находиться рядом с ними: Иннокентий Смоктуновский, Владимир Зельдин, Генрих Боровик... Эти и другие знакомства с талантливыми людьми не только оставляли неизгладимый след в моей памяти, но и наполняли знаниями, в дальнейшем помогавшими находить и разрабатывать темы для многих телевизионных проектов. Однажды я сопровождала Романа Кармена из гостиницы на запись в Большой студии. Только мы вошли в студию, как над его головой вдруг лопнул софит, издав характерный звук разрыва. Я испугалась и выдохнула: «Ах!», на что Кармен спокойно заметил: «Наташа, я войну прошел. Этого ли мне страшиться?». Роман Кармен, к слову, назвал меня «маленькой хозяйкой большого дома».
 Реально ли назвать все передачи, в подготовке которых принимала участие помреж, ассистент, режиссёр, впоследствии автор и ведущая Натали Хохлова-Покровская? Конечно, не реально, поскольку в продолжение четырёх десятилетий в эфир вышли сотни и тысячи встреч со зрителем, запомнившихся как Наташе, так и зрителю. Неоднократно Нелли Харченко предлагала ей: «Хочешь, я с тобой позанимаюсь, ты вполне можешь быть диктором и ведущей», однако, по-видимому, было еще не время, ее больше интересовала режиссура. Проявив прекрасные организаторские способности, Наталья Леонидовна доказала право на самостоятельную творческую деятельность, и была назначена режиссером. Изобретательно подходила к записи обще-студийных циклов, выдавала в прямом эфире сложные по своей структуре часовые передачи «Телевизионный перекресток», «Одесский час», «Я вспоминаю Ваш портрет» и многие другие.

 Но этого ей было уже мало, и родилось желание «войти в кадр», так как за годы работы на ОСТ накопилось немало невоплощенных образов и жизненных сюжетов, которые хотелось подать зрителю в авторском исполнении со своим видением мира и своими комментариями. Став автором и ведущей передач на различные темы, Наталья Леонидовна всегда прекрасно знает, на какую аудиторию рассчитана та или иная ее передача, благодаря чему у нее появились свои постоянные зрители. У Хохловой-Покровской есть чутье на гостя, приглашенного в студию, который будет интересен зрителю именно в определенный день или вечер. Кроме смелости и компетентности, умения мыслить в кадре в ней есть какое-то особое обаяние, перед которым не может устоять телевизионный собеседник, а это позволяет раскрыть тему передачи достаточно полно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий