Первый телевизионный режиссёр в Одессе

 Первый директор ОСТ Игорь Кривохатский понимал, что постановочные передачи возможны только под руководством талантливого режиссера, способного сориентироваться в новых условиях, когда результат во многом зависит от умения использовать телекамеру и мастерство монтажера.
 Прошло более месяца со дня издания первых его приказов, прежде чем появился приказ за № 12 о зачислении на работу режиссера. Весь этот период он посещал театры, особенно часто бывал на репетициях: смотрел, расспрашивал, выискивал. Однажды в Одесском театре юного зрителя стал свидетелем репетиции, которую проводила молодой режиссер Люция Глибко-Долинская.

Оксана Кривохатская, Станислав Стриженюк, Люция Глибко-Долинская, Анатолий Бурдейный,
матушка Серафима, Татьяна Стриженюк, Валерий Токарев в день празднования 60-летия ОСТ
 Совсем недавно, в 1955 году, Люция с отличием окончила режиссерский факультет Театрального института имени И. К. Карпенко-Карого и уже зарекомендовала себя в Одессе талантливым режиссером, осуществив на сцене одесских театров постановку спектаклей «Целебное яблоко», «Снежная королева» и других. Он сразу уловил, что эта хрупкая, красивая женщина обладала твердым характером, умением творческий процесс взять в свои руки, ему импонировало в ней сочетание образного мышления с логикой действий. После репетиции он подошел к Люции и без долгих предисловий предложил перейти на работу в только что созданную студию телевидения.

 Люция, конечно, уже знала об ОСТ, однако никак не связывала свою судьбу с этим, пусть необычным и интересным, явлением. Она наотрез отказалась:  — Простите, я не знаю, что такое телевидение!
Но не тут-то было. Директор студии был настойчив и не оставлял Люцию в покое, вновь и вновь возвращаясь к своему предложению, убеждая:
— А никто не знает. Давайте пробовать вместе!
Наконец, сошлись на том, что она какое-то время поработает в студии по совместительству с работой в театре. Ничего определенного не обещала, сказав:
— Посмотрим, что из этого выйдет.

 Игорь Николаевич был рад и такому промежуточному исходу дела, надеясь, что молодой режиссер не может не увлечься работой телевизионщика. Он не ошибся, уже через несколько месяцев Люция Александровна полностью перешла на ОСТ и попросила отправить ее в командировку для ознакомления с работой  Киевской студии телевидения, которая к тому времени была действующей уже несколько лет. Возражений не было, так как такая поездка всем была на пользу. В следующем году Люция Александровна проходила производственную практику в Москве, на Центральном телевидении. 

 Люция Александровна вспоминает:
 «Камера была нам подарена Ленинградским телецентром, она стояла и двигалась только по рельсам: вперед — назад. Но у меня были замечательные операторы Дима Белявский и Саша Лидерман. Они на этой одной камере, в которой, к тому же, изображение было вверх ногами, придумывали эффектные способы съемки. Ведь, что такое ТВ? Тут действительно можно придумывать все. На сцене нет общего, крупного и среднего плана. На сцене зритель видит то, что ему показывают, в целом. На телевидении все совершенно по-другому. Например, передачу об Эдварде Григе по новелле Паустовского «Корзина с еловыми шишками» мы снимали на пленку в Ботаническом саду. Нашли там большую сосну, у которой находился народный артист Павел Михайлов, игравший главную роль. Звук оттуда подать мы не могли, только со студии. Художник Всеволод Федоренко сделал замечательный слепок-копию той сосны. На фоне этой декорации со студии мы записывали голос актера и музыку Грига, и у зрителя создавалось впечатление, что действие происходит в том же интерьере. Так мы приспосабливались многократно, а результат и возможности телевидения нас радовали все больше, тем более, техника совершенствовалась и предоставляла творческой группе все более широкие возможности». 
 После каждого выхода в прямой эфир сподвижники Люции Александровны переживали маленькое душевное потрясение. Как правило, еще долго не расходились, будто никак не могли расстаться со своим детищем, которое вышло в эфир и осталось только в памяти телезрителей. Еще и еще раз проговаривали ход передачи, подчеркивали удачные моменты, обсуждали казусные, даже смеялись над ними. Им было хорошо вместе, за короткий срок они проделали путь, на котором были, конечно, поражения, но все-таки больше было побед.

 Почти во всех газетах появилась рубрика «У экрана телевизора». На одной из публикаций остановимся подробнее — «Василий Теркин» на экране телевизора». Журналист В. Ефименко в деталях рассказывает об окружном смотре художественной самодеятельности, сообщая о том, что победителям смотра — членам самодеятельного драматического коллектива Н-ской части — было предложено «перенести» их постановку на телеэкран, и это, без сомнения, стало наивысшей наградой: 
«… Сначала воины чувствовали себя несколько неловко в незнакомой обстановке. Ведь играть перед съемочной камерой — не то, что перед зрителем. Но вскоре все освоились. И вот — майский вечер, после репетиций солдаты отдохнули, в назначенное время их загримировали и провели в Большую студию.
 На часах — 19.40. В аппаратную входит режиссер передачи Люция Глибко-Долинская. Спокойная, собранная, она неторопливо садится за режиссерский пульт. Сейчас все внизу, в студии, и вверху, на пульте, слушают только ее команды, все безоговорочно подчинены ей. Здесь строгая дисциплина. Операторы Мартынов и Папроцкий замерли у телевизионных камер. Напряглись в ожидании звукооператоры. «Внимание! Эфир!», — командует режиссер, и начинается передача. Ничего не меняя в ходе спектакля, режиссер студии только поработала над речью исполнителей и изменила некоторые мизансцены применительно к условиям телевидения. Эти условия, впрочем, позволили многие моменты спектакля показать крупными планами, выделить главное, наиболее значительное». 

 Люция Александровна и сейчас с благодарностью вспоминает делающих вместе с ней первые шаги на телевидении: диктора Н. Харченко, режиссера А. Мамонт-Завьялова, ассистента И. Матьяшек, операторов А. Лидермана и Д. Белявского, осветителей Н. Рубанову, В. Лушкина и других. Большинство из них со временем стали «звездами» телевидения и сделали немало для его развития. Только из перечня их общих работ можно издать Большую энциклопедию. Но дело даже не в количестве: от передачи к передаче раскрывался суммарный талант творческого коллектива ОСТ, объединенного единым стремлением — делать телевизионную продукцию яркой, интересной телезрителю. Первые и важные шаги на этом пути сделаны Люцией Глибко-Долинской, которая навсегда останется в истории Одессы первым телевизионным режиссёром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий