Командир штурмовой роты

На войне Ткаченко командовал штурмовой ротой и постоянно дрался на передовой.


 

  Когда демобилизовался в 1946 году и вернулся в Яськи, то понял, что битва за жизнь продолжается, хотя пулеметы и пушки замолчали. Оккупанты нанесли большие убытки, в хозяйствах не было ни одного трактора, а солнце 1946 года так палило, что сожгло все посеянное на полях и посаженное на огородах. И опять Илья Иванович Ткаченко работал на передовой, где нужны были его сила и опыт механизатора. Появлялась постепенно техника: трактора и автомобили, возвращались с войны его земляки, жизнь входила в свое русло, и скромный труженик своим поведением ничем не отличался от других в трудовые будни. И только в праздники, когда все село собиралось в центре, а на его одежде сверкала звезда Героя Советского Союза, понятно было, какой тернистый путь прошел этот скромный мужчина, который был участником Русско-японской и Второй мировой воен.


  Родился в семье крестьянина, отец радовался, что подрастает пастух, ведь в хозяйстве нужны были еще одни рабочие руки, чтобы присматривать за скотом. «Школа тебе хлеб не даст», — не раз говорил сыну. Илья самостоятельно и тайком начал изучать грамоту, а в 1931 году, когда был создан колхоз «Красный партизан», ему повезло поступить на курсы трактористов. Потом работал в колхозе трактористом, а вечером посещал вечернюю школу. Самой первой наградой за отличную работу были — штаны! На то время — подходящая награда и такая необходимая. Илья Иванович позже, рассказывая об этом эпизоде своей жизни, говорил:

  «Чуть не заплакал от счастья!»

  В 1933 году его призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке и там принял боевое крещение, когда пришлось вступить в рукопашный бой. Там получил и первую военную награду: наградной значок за бои на озере Хасан. В 1938 году советские войска разгромили и отбросили японские войска, которые вторглись на территорию СССР. Позже Илья Иванович, рассказывая об участии в военных действиях на озере Хасан, признавался:

  «Этот значок — самая дорогая награда для меня. С ней я всю войну прошел».

  Возможно, потому, что тогда это была победа над своим страхом перед опасностью, ведь в том рукопашном бою он с поля боя вынес на себе раненного командира.

  Из далекого Приморского края после демобилизации вернулся на Одесчину. Армия изменила Илью, укрепила желание заниматься тем, что ему ближе всего. Сначала работал в Одессе на заводе имени Октябрьской революции и принимал участие в производстве сельскохозяйственной техники, которой так не хватало на колхозных полях. Здесь вступил в члены ВКП(б), отсюда его направили на учебу в Одесскую партийную школу. И учебу, и все намерения оборвала война, дорогами которой пошел с первого же дня.

  Первые месяцы был комсоргом батальона, потом комиссаром батареи, а когда под Сталинградом в бою погиб командир роты, стал на его место. Под Сталинградом был ранен и после госпиталя догнал свою часть на Курской дуге. В 1944 году в составе Первого Белорусского фронта Ткаченко командует штурмовой ротой. Прошел Белый, Ковель, Варшаву. И хотя битвы за эти города были крайне жестокими, для человека, который воевал под Сталинградом, было с чем сравнивать. Опять — ранение, госпиталь. Вступил в строй, когда часть готовилась к штурму наибольшей крепости фашистов на Балтике — Кенигсберга. В штурмовые группы подбирали наиболее опытных, сильных духом и телом воинов. Одну из таких возглавил Илья Ткаченко. Группа должна была завладеть фортом № 5, что прикрывал ближайшие подступы к Кенигсбергу. Подняв архивные документы, читаем в них:

  «Старший лейтенант Ткаченко личным примером поднял бойцов и офицеров и под огнем повел их в атаку. С помощью штурмового мостика форсировал водный канал и закрепился с небольшой группой воинов, прикрывая переправу всей роты. Чтобы оттянуть внимание врага от главных сил штурмовой группы, он принял весь огонь на себя. Это дало возможность главным силам блокировать центральную часть форта».

  Когда корреспонденты разных изданий спрашивали у Ильи Ивановича о героических событиях, он рассказывал:

  «Сразу после переправы через канал нас поливали огнем пулеметы. Потом бросили на нас два танка. Один подбил я, второй — рядовой Дейнега. Потом рота прорвалась на улицы города и пошла врукопашную, все перемешалось. Заскочил в один подвал с гранатой в руках. Еще и до сих пор удивляюсь: двадцать четыре гитлеровских офицера с испуга, как один, подняли руки. По-видимому, был я тогда очень страшный. Так и сдал их командиру полка майору Брюханову».

  Только за этот бой, в котором проявилось величие его характера, Илье Ивановичу Ткаченку современники должны были бы петь Гимн Славы.

  А теперь обратимся опять к документу военной поры:

  «Будучи тяжело раненым, он (Ткаченко) не покинул поля боя и до конца руководил операцией».

  Ранило Ткаченко ночью 9 апреля почти в центре города. За эту операцию и был удостоен Илья Иванович звания Героя Советского Союза.



 Использованная литература:
- 90 років Біляївському району.—Одесса: Астропринт, 2013.


Комментариев нет:

Отправить комментарий