Одесская конка

 Строительство Одесской конки датируется 80-ми годами XIX столетия и история ее такова.
  В конце 70-х годов организуется агентство Бельгийского общества Одесской конной железной дороги. Его руководитель  француз Пьер Бонно и городская Дума 27 августа 1879 года подписывают договор о строительстве конки. Одесса становится третьим городом Российской империи (после Варшавы и С-Петербурга), где пустили конку.   Договор и технические условия весьма подробно обуславливали все обязанности строителей «Общества» и защищали интересы города. Например:
 «При укладке рельсов по улицам работы должны производиться в таком порядке, чтобы сообщение по улицам не было прерываемо. Бельгийское общество обязано в шестидневный срок исправить надлежащим образом все повреждения, которые будут произведены им в мостовых, тротуарах, обочинах…»  
 Восьмого июля 1880 года состоялось торжественное открытие первой линии «Ланжерон»(ее часть сохраняется и сегодня, как историческая ценность). Ширина колеи конки была один метр. По линиям курсировали открытые и закрытые вагоны. Для входа в вагон пассажир мог требовать его остановки в любом месте, кроме подъемов и поворотов. В вагоны допускались сверх мест для сидения на заднюю площадку не более шести человек. Вагоны были окрашены в два цвета: желтый и коричневый. К концу 1884 года использовалось 198 вагонов и 733 лошади. Первоначально вагоны доставлялись из Бельгии, а в середине 90-х годов их стали изготавливать в Одессе.   Маршруты конки не имели номеров; на вагонах писали названия конечных остановок. Депо находилось на Куликовом поле, а лошади размещались в конюшнях в Ботаническом саду. 



«Ванька Головатый»   


Ускоренный рост экономики Одессы сопровождался возрастающими внутригородскими перевозками грузов: от станции железной дороги, хлебных амбаров и складов в порт.   Следующим этапом в совершенствовании конки стала паровая машина. Напомню, что по Нью-Йорку первый паровой трамвай проследовал в 1837 году. У англичан первые конки появились в 1860 году, а паровые после 1872 года. 

 В Одессе сооружаются две линии с вагонами на паровой тяге. Один маршрут шел до 16 станции Большого Фонтана, а второй — от Херсонского сквера до Хаджибейского парка-лимана.   На линиях паровой тяги курсировали небольшие локомотивы – паровозики с неуклюжей непомерно широкой вверху трубой похожей на казан, за что они получили название «Ванька Головатый». Топливом служили специальные брикеты из угольной пыли. Длинный шлейф густого черного дыма тянулся за паровичком, сажа садилась на одежду и лица пассажиров и прохожих. Скорость была невелика. Об этом можно судить по имевшим место в те годы случаю, когда всем нам известный одессит, спортсмен в 15-ти видах спорта Сергей Уточкин пробежал на пари от Куликова поля до конечной остановки паровичка (10км) наравне с ним, а под конец даже обогнав, за один час. К концу 1896 года в Одессе в эксплуатации было девять паровозов и пятьдесят три вагона на паровой тяге. Ежедневно, особенно в летнее время, паровичок совершал тридцать шесть рейсов на Большой Фонтан, а на Хаджибейский лиман — в оба конца восемнадцать рейсов. Существовал до 1920 года, когда во время гражданской войны его закрыли из-за нехватки топлива. 

  Первый электрический трамвай Электрический трамвай появился в Берлине. Произошло это событие в 1881 году. А на улицах Одессы первый трамвай появился в 1910 году.   История появления одесского трамвая такова. В 1898 году уже знакомое нам Бельгийское общество ходатайствует перед властями об электрификации хотя бы части линий конки. Только в 1908 году Городская дума заключила с ним договор на строительство, по которому Общество имело право после окончания строительства эксплуатировать трамвай восемнадцать лет, и только после этого город мог его выкупить. В 1910 году Общество начало строительные работы. В первую очередь строились линии «Малая Фонтанская» и «Выставочная». Последняя — приурочивалась к открытию промышленно-художественной выставки в Александровском парке. Этой выставке город уделял особенно много внимания. И был даже заключен дополнительный договор на постройку временного маршрута «Выставочный № 32».Однако построить линию не успели, а готова она была к сентябрю 1910 года.   

  24 сентября в 12 часов дня состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая. Градоначальник Одессы Толмачев перерезал трёхцветную ленту, и четыре разукрашенных вагона вышли из временно построенного деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара и направились в Александровский парк вдоль выставочной аллеи, затем по Сабанскому переулку, по улице Канатной, Греческой и до Греческой площади.


 Правила поведения в одесском трамвае. 


 Существовали специальные правила поведения в трамвае, утвержденные градоначальником 30 мая 1912 года. В частности, параграф 15 гласил:  
 «Не допускаются в вагоны лица женского пола, у которых острые концы шляпочных шпилек не защищены специальными предохранителями».   
Или пункт 23:  
 «Воспрещается плевать внутри вагона и на площадках, а равно каким-либо способом засорять, загрязнять вагон и портить оборудование».  
  Прошло много лет, изменился мир вокруг, но одесские трамвайчики и сегодня подвозят нас и до работы, и на рынок, и к парку в выходной… 

 Использованная литература: - Средства передвижения: Цикл телепередач 1995г. — Одесса: Гостелерадиокомпания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий