Путешествие Леси Украинки в Белый город

 Сестра Леси Украинки Ольга с болью писала в своих воспоминаниях о болезни поэтессы:
«…в промежутках времени, когда не болела нога, начался туберкулёз косточек в запястье левой руки, который удалось вылечить осенью 1883 года. После руки снова начала болеть нога. Когда после операции 1899 года зажила нога, туберкулёз проснулся в лёгких. А после залеченных в Италии лёгких туберкулёз обнаружен был в почках Леси. Тогда-то Леся и говорила, что она ведёт 30-летнюю войну с туберкулёзом».  

 За период этой 30-летней войны Леся Украинка лечилась постоянно в далёких от Волыни тёплых краях: Крыму, Италии, Грузии, Египте, а всё-таки море она впервые увидела в Одессе. Весною 1888 года туберкулёз напал на правую ногу. За два месяца болезнь стала невыносимой и дошла до такой степени, что девушка не могла даже пересечь небольшую комнату. Родители раздумывали о том, как устроить поездку дочери к морю для лечения и рассматривали несколько вариантов. Именно в это время неожиданно пришло письмо из Одессы от Михаила Комарова, доброго знакомого, который приглашал всю семью погостить у него в Одессе. С тех пор Леся Украинка бывала в Одессе почти ежегодно, иногда подолгу, иногда проездом, но именно та первая поездка произвела на юную поэтессу сильное впечатление, в результате которого была написана «Подорож до моря»:

 …Море, море! Без краю просторе, 
Руху повне і разом спокою! 
Забуваю і щастя, і горе — 
Все наземне, з’єднатись з тобою 
Я жадаю на час, на годину, 
Щоб не бачить нічого на світі, 
Тількі бачить осяйну долину 
І губитись в прозорій блакиті!   

 Однажды друзья устроили для неё экскурсию по морю в Аккерман (Белгород-Днестровский). Один из разделов «Подорожі до моря» посвящён этому путешествию и древнему Белгороду-Днестровскому. Ещё из лодки Леся увидела богатырские стены и башни, потом — гигантский ров вокруг крепости. 



 Её, как и Пушкина, поразило это каменное чудо и умение далёких предков, создавших его. Тоненькая, 17-летняя девушка с прекрасными глазами и блестящими волосами, немного припадая на правую ногу, вместе с матерью ходила по территории крепости, и в её сознании уже рождались строки: 
«Ой, вже сонечко яснеє та стало на межі, Освітило акерманські турецькії вежі. Сі круглії вежі й високії мури — Страшні та суворі, непевні, понурі, І скрізь у тих мурах стрільниці-бійниці, При вежах тих сумні «темнії темниці» В сих темницях колись наші та приймали горе, Слали думки крилатії через синє море… У темних темницях нема ні віконця, Не видко з них світла, ні ясного сонця! А світ такий красний, хороший, розкішний! Під ясним промінням лиман такий пишний. Його хвиля край берега ясно так синіє, А дедалі ледве-ледве, мов туман, леліє… Глянуть на лиман той, — втішається око! Колись його хвилі вкривались широко Тими байдаками, легкими чайками, Що пливли на сей бік та за козаками: Швидко рідних визволяти козаки летіли… За мурами високими вороги тремтіли…»   
 Леся Украинка многократно приезжала на лечение не только на Куяльник, она любила бывать в Шабо, в других окрестностях Одессы, в поразившем её воображение Белгороде-Днестровском, о достопримечательностях которого оставила восторженные строки, известные далеко за пределами древнего города всем, кто интересуется её биографией и поэзией. 

 Последнее свидание с Одессой состоялось весною 1913 года, ровно через 25 лет после первого посещения города у моря. Хотя этот визит было бы преувеличением называть свиданием, поскольку измученная физическими страданиями Леся почти всё время оставалась в помещении и была уже не в состоянии любоваться городом и морем. 

Использованная литература: 
 «Подорож до моря»: телепередача о Лесе Украинке. — Одесса: Гостелерадиокомпания,  2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий