Его душа раскрылась в музыке

Теперь с вершины лет, когда всматриваешься в прошлое, жизнь кажется прожита благополучно и достойно. Было все: и радость самоутверждения, и признание значимости нелегкого, на первый взгляд, веселого труда баяниста.

  И главное — воспитано целое поколение людей, любящих песню и музыку.

  Александр Семенович Павлов — гордость татарбунарцев, его жемчужина, его история. И сейчас, когда прохожие видят его седую голову и молодую добродушную улыбку, ответно улыбаются и почтительно говорят: «Наш Саша Павлов, Богом данный музыкант…» И это произносится таким тоном, как будто подчеркиваются собственные таланты. Прошли десятилетия, а ему кажется, что он начинал только вчера, что совсем недавно отец вложил ему в руки маленькую старенькую с залатанными мехами гармошку.

  В Татарбунарах до сорокового года было несколько уютных ресторанчиков, которые посещали в свободное от работы время ремесленники, приказчики магазинов. Здесь обычно подавали вино, чай, зельтерскую воду и веселую музыку. Саша Павлов с восьми лет вместе с отцом играл в заведении Пети Шабского. Худенький черноглазый мальчик в рубашке на замочках азартно и увлеченно, лихо и чисто исполнял замысловатые мелодии, чем вызывал восторг публики:

  «Малец-то малец, а играет как!» — и осыпали монетами. Отец гордился: смена растет.

  В десять лет, уже в советское время, впервые принял участие в конкурсе детской самодеятельности. Получил премию — балалайку. Это было признание его способностей и первый шаг на сцене.

  Уже после войны директор Дома культуры Прокофий Ксенофонтович Стогний пригласил его на работу. Человек рассудительный и мудрый, глядя на юношу голубыми цепкими глазами, сказал:

  «Будешь аккомпанировать и учиться музыке. Необходимо освоить нотную грамоту, иначе заглохнешь».

  Приезжали методисты, хормейстеры, певцы. Слушали парня, советовали, наставляли, жестко критиковали, снабжали необходимой литературой. Все зависит от тебя, смотри, не расслабляйся. И он упорно, стиснув зубы, сидел ночами, преодолевая сомнения, а порой отчаяние, радуясь маленьким своим победам. Он становился профессиональным музыкантом. Это окрыляло его, наполняло душу неистребимой жаждой творчества. Хотелось уже полнее реализовать себя. Он создает вокальный ансамбль, затем инструментальный квартет, спустя время — взял на себя руководство оркестром. Помнит растерянные, а потом счастливые лица первых своих учеников: Бориса Дьяченко, Виктора Дешина, Миши Блехмана, венгерца Бенца. И в это же время знаменитый павловский баян проникновенно и тонко, лукаво и сочно выговаривает мелодии на подмостках сцены.

  Передо мной фотография участников спектакля «Назар Стодоля». Александр запечатлен на ней с гармошкой в руках, перепоясанный широкими белыми рушниками.

  — Вы что, и в драматических постановках играли? — спросил.
 —  Приходилось. Сначала в тех, где требовалось музыкальное оформление. Это огромное удовольствие работать на сцене — сказал Александр Семенович.

  Я помню этот спектакль. В 50-е годы, когда не было не только телевидения, но зачастую и радио, такие самостоятельные постановки были явлением в культурной жизни района. Зал ломился от публики. Раскованная, темпераментная игра «актеров» запала в душу, вызывая тихое и глубокое чувство сопереживания. Создалась иллюзия профессионального театра.

  Ставил отрывки из классических опер и Александр Семенович. Особенно запомнились татарбунарцам сцены из опер «Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка», оперетты «Свадьба в Малиновке», лукавой комедии «Шельменко-денщик».

  Его жена, Ольга Ивановна, постоянный партнер на сцене и верная спутница в жизни, разделяла его увлеченность и тяготы, вдохновляла в творчестве.
Помню, на одном из школьных торжеств они, молодые, красивые и раскованные, с озорным блеском в глазах исполняли дуэт Одарки и Карася с такой непринужденной простотой, сочным юмором, что впору хорошим профессиональным артистам. Их обнимали, целовали и плакали. И никто не замечал, что хитрый притворщик Карась аккомпанировал с тончайшими переливами и переходами себе и своей подруге.

  Любимым детищем Александра Семеновича является ансамбль «Южанка». Становление ее давалось трудно. Работали долго, мучительно, вдохновенно и азартно. Было много радостей, огорчений и разочарований. Нужно было привести в соответствие способности, желание, импульсы с техническим совершенством. Об этом помнят и сейчас испытанные методисты и исполнители Анна Емельяновна Колос, Ольга Ивановна Филонова и другие ветераны сцены с ностальгической грустью и радостью. Наконец, пробные выступления у себя на сцене. Потом шла обкатка в воинских частях, рыбацких коллективах, тракторных бригадах, колхозных бригадах, токах.

Татарбунарский дом культуры
В разгар жатвы 1985 года рабочие полевого стана
встречают агитбригаду Татарбунарского РДК. С баяном — А. С. Павлов.


  Принимали тепло и благодарно. Заслуженный успех и признание. Вскоре стали лауреатами районных и областных конкурсов.  

  – Успех первый нас окрылил — рассказывает Александр Семенович — Мы создали вокальный квартет, который, думается, не уступал «Южанке», и вот с двумя этими коллективами отправились на республиканский смотр. Ехали с колотящимися сердцами: как нас встретят, как оценят? Не скрою: сомнения терзали душу.

  Председателем жюри был композитор Данкевич, человек удивительно простой и мудрый. Во время нашего выступления он по-доброму кивал, потом попросил, чтобы я вышел на авансцену с баяном.

  — Вы Василия Захаровича Тура знаете? — спросил он меня как-то буднично, по-домашнему. Я смутился от неожиданности вопроса. Но, уловив на себе доброжелательный взгляд, ответил:
  —  Да, конечно.
 — Передайте ему, чтобы в Татарбунарах был создан народный хор. Земля наша обильна талантами и достойна того, чтобы ее воспели.

  Мы стали тогда лауреатами республиканского конкурса.

  По приезду домой Александр Семенович передал Василию Захаровичу Туру пожелания маститого композитора. Председатель долго молчал, о чем-то размышляя:

  — Футболистов содержим, а теперь еще и хор… Скоро без штанов останемся, а? не хмурьтесь, я пошутил. Обмозгуем, сделаем, — улыбнулся широкой, доброй улыбкой.
   —  Нам не нужно особой оплаты, главное, чтобы людей с работы отпускали пораньше в дни репетиций.
   —  Саша, я не меньше вашего заинтересован в том, что вы говорите.

  И хор был создан. Широкая вольная мелодия разлеталась во все концы бессарабского края. И слушая любимую песню «Хлеб — всему голова», вытирая украдкой слезы, Василий Захарович растроганно обратился к жене:

  —  Лида, послушай, як спивают! — и в его хрипловатом голосе зазвучала гордость.

  Были выступления на телевидении, больших сценах. В торжественной обстановке вручались Грамоты Президиума Верховного Совета Украины. И Рая Грибачева, и Маша Коннова, И Валентина Щеголькова, вспоминая эти дни, светлеют лицами.

  Желание пропагандировать песню, музыкой поднимать душу, было его страстью, источником его хорошего честолюбия. Он шел в школы, работал с учителями и учащимися. Заведующий районным отделом образования Владимир Сергеевич Сидоренко вспоминает:

  « В бытность мою директором Татарбунарской средней школы №2 Александр Семенович был приглашен руководить хором учителей. С удовольствием пели в хоре, раскрывая свои вокальные способности, а может быть, и таланты, Галина Дмитриевна Санду, завуч, прекрасный человек и высокой пробы учитель, Полина Павловна Гульченко, женщина неординарная, тонкая, поэтическая, Яков Никитович Монастырский, Виктор Васильевич Коваль, Александр Павлович Черненко. А женский ансамбль, созданный Павловым, блистал на конкурсах в Белгород-Днестровском и Одессе».

  Начиная с пятидесятых годов, большой популярностью пользовались агитбригады. Александр Семенович, вскинув баян на плечи, пешком вместе со своими энтузиастами ходил из села в село, выступая на полях, и токах, бригадах и клубах. Они несли хлеборобам праздник, ибо без духовности нет истинной радости и душевного равновесия. Позже — ездили по северным районам области с Одесской филармонией. В Раздельном давали сводный концерт: художественный коллектив Канатного завода и татарбунарская агитбригада. Высокую оценку получила молодая певица, воспитанница Александра Семеновича, Наташа Друговина, которая покорила слушателей вокальным богатством и профессионализмом.

  Проходили годы, обо всем, что было сделано, не расскажешь.

  Александра Семеновича всегда тянуло к композиторскому творчеству. Мало кто знает, что он писал песни задушевные и задорные, глубокие по мысли и чувству. Часто звучали его «Мамина черешня» на слова Галины Лысой в исполнении ансамбля бандуристов, «Засвистали козаченьки» — обработка для духового оркестра.

  С его мнением считались композиторы Украины. Автор музыки Гимна Советской Социалистической Республики и песни «Ходит в поле звеньевая» Антон Лебединец в письмах к Александру Семеновичу писал:

  «Мне очень дорого Ваше мнение о моей работе. Желаю Вашему коллективу и дальше формировать своим исполнительским творчеством замечательные черты нового человека».

  «Жизнь пройти — не поле перейти». Все бывает: хорошее и плохое, высокое и низкое. Александр Семенович считает, что в его жизни — больше светлых, ярких, мажорных тонов. Он радуется, что и его семья причастна к искусству: сын Игорь — музыкант, выступает вместе с отцом в эстрадном оркестре, невестка Марина — хореограф, лауреат областного конкурса. Жена — надежда и опора во всем.

  Для него музыка — смысл жизни. Поэт скептически спросил: «Душу можно ли рассказать?» Оказывается, можно. Средствами музыки. Душу земли, душу народа, созидающего непреходящие ценности, которыми держится мир.

 Использованная литература:
Очерк написал мой учитель, Михаил Васильевич Плотный. Из книги «Татарбунары и татарбунарцы», 5. 10.1996г. На фотографии: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий