Мир увлекательного творчества

 В четвертом послевоенном наборе Одесского театрально-художественно-технического училища она была самой маленькой: хрупкой, подвижной, почти ребенком, поскольку поступила в училище в14 лет, сразу после Семилетки.
 Причем, — единственной девушкой в группе среди десятка парней, которые пришли сюда после средней школы и были старше Лили. Все они и относились к юной однокурснице соответственно: заботливо и покровительственно. Ей в отличие от других приходилось обучаться не только профессии, нужно было также посещать занятия по общеобразовательным предметам, одновременно получая среднее образование. Это ее не затрудняло, девушка по всем дисциплинам успевала на «отлично».

 Будучи на втором курсе, она вместе со всей группой посетила выставку своего преподавателя Народного художника УССР П. А. Злочевского и была впечатлена работами профессора, который параллельно с преподавательской деятельностью с 1932 года работал художником-постановщиком Одесского оперного театра. Тогда Лиля с восторгом разглядывала экспозицию: сценографию спектаклей «Князь Игорь», «Тарас Бульба», «Лебединое озеро», другие работы Петра Афанасьевича, — и, вникая в азы профессии, мечтала когда-нибудь поработать рядом с этим настоящим мастером. На последнем курсе Лиля проходила преддипломную практику в Оперном театре под руководством Злочевского и получала от него практические навыки и отличные оценки. Мастер даже намеревался оставить способную ученицу в театре. 

Лилия Соколова с однокурсниками. 1957 -58 годы
 После окончания училища все мальчики-однокурсники Лили ушли в армию, она же, закончив учебу с «красным» дипломом, получила направление на Одесскую студию телевидения. И снова она попала в чисто мужской коллектив, каковым был в 1959 году Художественный цех. Всеволод Федоренко, Александр Галушкин, Василий Волошин, Василий Колосов приняли Лилю доброжелательно.

 Конечно, в штатном расписании каждому сотруднику постановочного цеха была присвоена та или иная должность: декоратор, художник-постановщик, бутафор. Однако на самом деле все они время от времени менялись местами на съемочной площадке, готовые выполнить любую работу, связанную с оформлением телевизионного спектакля. Лилия Соколова за 50 лет работы на студии тоже прошла все ступени специализации художника телевидения, в ее аттестационной характеристике сказано: 
«она умеет делать все, что необходимо для современного художника телевидения, может работать бутафором, декоратором, графиком, художником-постановщиком». 
 Когда Лилия Ивановна рассказывает о минувшем, она подчеркивает всеобъемлющий характер работы их цеха в начальный период: 
«Тогда государственное телевидение было исключительно авторским. Авторы сценариев, режиссеры, редакторы сочиняли свои собственные произведения. Художникам необходимо было учитывать историческую эпоху, в которой действовали герои сценариев, ее характер, моду на одежду. Идеи режиссера иногда являлись из фантастического мира, а нам нужно было своими руками, руками плотников, столяров и других рабочих воплотить эти задумки в декорациях и костюмах. Режиссеры были требовательны, «заставляли» нас быть историками и поэтами, философами и мастеровыми, постоянно ищущими новые подходы к оформлению. Нужно признать, что и следующее поколение режиссеров увлекало нас своими идеями».
 В настоящее время Лилия Ивановна на пенсии, с ностальгией и чувством уважения к своим коллегам вспоминает она первые годы существования ОСТ. Кстати, в книге «Идём на Телек!», готовящейся к изданию, есть страницы, основой для которых послужили материалы из личного архива Лилии Соколовой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий