«Шведовский» почерк

 Когда Ира пришла устраиваться на Одесское телевидение, телеприёмник по-прежнему можно было приобрести только по спискам, дожидаясь своей очереди от нескольких месяцев до нескольких лет.
 Однако одесситы и жители области, хоть телевизоров и не было в каждом доме, собирались у счастливых обладателей этого чуда и считали работников телевидения особенными людьми. А тот, кому удавалось попасть на ТВ в качестве сотрудника, считал это своей большой удачей. Ирочка тоже воспринимала это как подарок судьбы. После окончания университета она могла претендовать на ставку редактора, но вакантного места на тот момент не оказалось, и ее временно зачислили на должность помощника режиссера. В первые дни она попала в редакцию к Зиновию Могилевскому, выполняла распоряжения, приглядывалась, её накрывала волна счастья: «Я на ТВ рядом с этими одержимыми людьми! Я здесь работаю!». Ирочке казалось, что она летит рядом с прекрасной, уже сбывающейся мечтой. Это чувство полёта она испытывала потом каждый раз участвуя в процессе создания передач в любом качестве: помрежа, ассистента, режиссёра-постановщика.


 В новостях выпускница филологического факультета трудилась недолго, была переведена в редакцию передач для детей и юношества и попала, как она сама говорит, в добрые «теплые» руки Людмилы Сироткиной. Со временем ей как режиссёру приходилось выдавать в эфир много плановых передач редакции: прямо-эфирных, в записи, монтажных, — одновременно она в свободное от работы время не торопясь работала над своими собственными сценариями, фантазировала, превращала сказки из любимых книжек в фантастическое телевизионное действо. Тем более, руководитель редакции подарила ей веру в то, что она всё сможет. Именно Людмила Васильевна помогла молодой коллеге освоить науку написания сценария, выстраивать сюжет, работать с актёрами. Это в корне изменило желания и устремления Иры. Каждую свободную минуту бежала к пульту и, стоя за спиной у Гали Кружковой, училась осваивать сложную работу ассистента. Работать за пультом самостоятельно, Ирина стала, будучи еще ассистентом, тогда же овладела процессом монтажа, всей организаторской работой по подготовке передач. Стало ясно, что на студии рождается еще один режиссер, которому присуща своя творческая манера. Ритм передачи, ее мизансцены, интерьер, построение кадра, монтаж — вся эта атрибутика, без которой не обходится ни одна телевизионная передача, стала ей подвластна. 

 К тому же, Ирине помогало трудолюбие, способность внимательно  выслушать мнение каждого члена творческой группы, а также готовность отложить все другие дела и отдых ради рождения нового произведения, о чем свидетельствуют ее многочисленные заявления, хранящиеся в личном деле: «В связи с производственной необходимостью прервала отпуск…». Окунувшись в мир репетиций, киносъемок, монтажа, Ирина «заболела» режиссурой, отказалась от редакторской должности и очень скоро проявила свои способности в создании детских программ. Чудесное ее  превращение в режиссера-постановщика происходило на глазах у коллег, когда Ирина вместе с ними стала создавать для детей постановочные передачи по мотивам сказок. Роль сказочников исполняли актеры Валерий Бассэль, Александр Курский, Игорь Лучинкин и другие.

 Детские передачи назывались по-разному: «Вихрастые, курносые», «В гостях у сказочника», «В стране Хохотании» и так далее, — но для всех этих передач общим было то, что трудились над ними увлеченные люди, любящие свою ребячью аудиторию, умеющие дарить минуты веселья и раздумий, а главное — радость познания. Соавтор Ирины Светлана Зарицкая в телепередаче, подготовленной о своей лучшей подруге, подчеркивала: 
«Тонкое и обостренное восприятие красоты окружающего мира, радости, что дарует человеку жизнь — это не только талант, которым наградила ее судьба, но и источник творчества и вдохновения. Ирина с упоением работала над  постановочными детскими передачами по мотивам детских сказок. Создавала свою сказочную страну — страну детства. Сказки, родившиеся в  ее воображении, увлекали всех, кто работал рядом, и заражали выдумкой. Помню концовку одной рецензии того времени: «Благодарим вас за 30 минут веселья, красивого и остроумного, и для детей, и для взрослых». Сама Ирина признается: «Сказки привлекали меня мудростью и рождали такое буйство фантазии, что это обволакивало всех, кто со мною работал. Во власти этих сказок были художники Леонид Розсоха, Петр Пинчук, Лиля Соколова, Тамара Слепак, операторы Николай Никитин, Анатолий Бурдейный, Константин Копицкий, Владимир Тарахтеев, Валерий Антонов, звукорежиссер Ольга Пелипенко».
 Однажды, поздравляя Ирину Васильевну с днём рождения, её коллега режиссёр Игорь Кривохатский посвятил ей стихотворение, которое, считаю, очень точно отражает начало пути Ирины Швед:

Была помрежем, ассистентом,
Училась новости лепить,
С тобой всегда была Кружкова,
Чтоб веселее было жить.
Тебя учили, говорили,
Руками лихо разводили,
Поняв всю «кухню» до конца,
Сказала всем: сама, сама.
Белокурая Ирина,
Голубые глазки,
Всех мужчин свела с ума,
Показывая сказки.
Самый первый был Бурдейный,
Много лет любил её,
Что не вытворит Ирина,
Мыслил с нею заодно.
А Бассэль и Курский Саша
Отдали свои сердца,
Чтобы наша королева
Теле-сказки родила.
А потом пришёл Антонов,
Не умел он ничего,
Но красавица Ирина 
научила и его.
Ах, какие постановки,
Ах, какие чудеса,
Плакала вся Украина,
Плакала и вся Москва.

 Пусть у читателя не создастся впечатление, что романтичная Ира витала в облаках. Совсем нет. Работая над любой из программ, Ирина Васильевна цепко держала в своих руках весь производственный процесс. Она отлично владела всеми техническими средствами, знала специфику телевизионного производства и эффективно использовала эти знания. Хороший организатор, всегда умела логично согласовать все компоненты программы: творчество артистов, работу телеоператоров, декорации, костюмы, освещение и звуковое оформление, — ничего не оставалось вне зоны ее внимания, а в итоге получалось гармонически цельное зрелище, вызывающее восторг у героев передач и телезрителей. Такими были телеспектакли для детей: «Питер Пен», «Наш добрый мастер», развлекательные программы «Волшебные буквы», «Новогодняя фантазия», «Сюрприз». Многие из названных и неназванных передач были показаны по УТ и ЦТ, отмечены как лучшие по стране. Конечно, в таком успехе сыграл свою роль и творческий контакт опытного редактора Людмилы Сироткиной с начинающим режиссером Ириной Швед, и дружеская поддержка Марии Каменецкой, но справедливости ради скажем, что сказками детской редакции была увлечена вся студия. Руководитель цеха кинопроизводства Марк Ефимович Рахгендлер, например, любил творческую группу сказочников, внимательно наблюдал за ее работой, частенько вносил свою лепту в общее дело. К примеру, он помог найти все оформление к спектаклю «Питер Пен», что сыграло не последнюю роль в успехе постановки.

 Во времена, когда редакцию возглавил Юрий Чевичелов, Ирина Швед, работавшая некоторое время в редакции музыкальных передач, уже вернулась в свою любимую детскую редакцию, а выход передач региональных студий на ЦТ и УТ по-прежнему оставался одним из основных показателей эффективной работы. Программы для детей Одесской студии телевидения очень часто отмечались в обзорах киевскими коллегами за хорошее качество подготовки. Большая часть этих работ выносилась на «Красную доску» Украинского телевидения. В архиве ООГТРК хранятся десятки телетайпных телеграмм и официальных писем со словами благодарности за интересные передачи этого творческого дуэта. К примеру, такое: 
«Передача «Зимняя мозаика» принята и главной редакцией, и дирекцией программ Украинского телевидения на «отлично». Ваша «Мозаика» настолько всем понравилась, что пришлось даже «ломать» уже полностью готовую программу передач на 2 января и вставлять ее в самое «смотрительное» время. По мнению главного режиссера нашей редакции, это — эталон режиссуры. По возможности не размагничивайте «Мозаику», мы хотели бы ее повторить. Нельзя не отметить, что в последние полгода повысился уровень и «Серебряных звоночков». Они все интересны, полезны для ребят. Оригинально решены. По итогам 4-го квартала наша главная редакция выдвинула работу Ирины Швед и Юрия Чевичелова на награждение дипломом Гостелерадио Украины». 
 Молодые голоса, впервые прозвучавшие в передачах Ирины и Юрия, часто становились популярными в стране. Например, именно в их программах впервые появился начинающий певец Николай Свидюк, ныне — Заслуженный артист Украины. Кстати, в кулуарах студии популярной была добрая шутка: «В замеченных связях — непорочна. Двое мужчин в ее (Иры) жизни носят одно имя — Юра. За одним она замужем, за вторым — за работой». Особое место в продолжение многих лет занимала Одесская студия телевидения на Всеукраинском теле-фестивале «Золоте курча». От одесских передач ждали чего-то нового и оригинального и, как правило, эти надежды оправдывались. Оба, Юрий Чевичелов и Ирина Швед, действовали слаженно, удачно соединяя суммарный опыт, имея талант организовывать детей и обеспечивая тем самым работу детской редакции в устойчивом режиме в продолжение длительного времени. Оба своенравные, отстаивающие свою точку зрения до конца, они вместе с тем отличались неукоснительным соблюдением профессиональной и технологической дисциплины на всех этапах подготовки передачи и всегда могли найти общий знаменатель для совместных действий. Этому учили и других.

 Конечно, способности И. В. Швед ярко проявились в создании детских передач, однако и при подготовке музыкальных программ она показала себя творческим работником, горячо любящим свою профессию, ищущим, беспокойным, увлеченным сложнейшим искусством телевидения. Переход Ирины Васильевны в музыкальную редакцию произошел после курсов в Институте повышения квалификации в Москве. Она считает жизненной удачей и то, что рядом с нею оказались Наум Зиновьевич Квитко и Галина Вадимовна Илюшенко, когда она оказалась в музыкальной редакции. Именно этой троицей были созданы незабываемые телевизионные портреты ведущих артистов музыкальных театров Одессы и заезжих знаменитостей: Аллы Пугачевой, Вахтанга Кикабидзе, Юрия Антонова, Анне Вески, Надежды Чепраги, Филиппа Киркорова и многих других. В ноябре 1982 года Ю. Вакулов на страницах воскресной газеты «Знамя коммунизма» писал: 
«Концертные программы Николая Огренича и Людмилы Шириной, вокальный цикл Д. Кабалевского «Сонеты Шекспира» в исполнении Анатолия Бойко, «Античная тетрадь» Я. Фрейдлина, спетая на экране Ириной Соколовой, — все это работы одной творческой бригады музыкальной редакции Одесской студии телевидения, возглавляемой режиссером Ириной Швед и редактором Галиной Илюшенко. Телезрители узнают в этих передачах и безусловное профессиональное мастерство звукорежиссера Нины Балаевой, и работу ведущего оператора студии Анатолия Бурдейного, не только пользующегося своим многолетним опытом, но неустанно ищущего, импровизирующего. Этот небольшой коллектив не раз демонстрировал нам значительные возможности телевизионного решения музыкальной передачи». 
 «Я попала в музыку с утра до вечера, вернее — с вечера до утра,  — говорила Ирина в программе Светланы Зарицкой: «Ирка. Ира. Ирина Васильевна», — опера, балет, оперетта, эстрада. Это были не просто концерты, это были продуманные сценарные постановочные программы, причем, со специальным оформлением к каждому номеру, со сложным монтажом, длительными звукозаписями, с ночными съемками, с интересными актерами». Более трех десятков программ «Поют оперные певцы» занесено в творческую карточку Ирины Швед: Пономаренко, Ткаченко, Огренич, Ворошило, Дуда, Бойко, Ширина… Людмила Ширина среди прочего отмечает: «Я и мои коллеги любили работать с Ирой Швед, главным образом потому, что во всех ее работах проявлялись стилистическое чутье, вкус и безусловное уважение к героям передачи. Мы со временем просто дружили и часто встречались». 

 На все эти работы из редакции музыкальных программ ЦТ приходили рецензии, в которых отмечалось, что на фоне концертных программ, получаемых центральным телевидением из региональных студий, Одесса поражает своей необычностью и познавательностью. Вот лишь одна цитата: «Музыкальные программы из Одессы, что прошли по ЦТ в последнее время, отмечены творческим поиском, высоким профессиональным уровнем исполнения. Среди камерных программ первого полугодия (1982 год) следует отнести передачу Одесского комитета «Поет лауреат международного конкурса Людмила Ширина». В этой программе настрою возвышенных чувств, наполняющих музыку И. С. Баха и А. И. Хассе, как нельзя лучше отвечал интерьер старинного особняка. Оперные номера программы прекрасно «монтировались с интерьерами помещения Одесского оперного театра. Режиссером Ириной Швед они были выстроены в программе по нарастающей линии развития, очень естественно и плавно приведшей к кульминации в самом конце программы, связанной с выходом съемки из помещения театра на улицу в арии Лизы из последнего действия «Пиковой дамы П. И. Чайковского». Кстати, кроме отдельной трансляции, один из эпизодов этой программы был также использован в программе ЦТ «Музыкальный киоск» (4 апреля 1982 года). 

 Впрочем, не только концерт интересно и изобретательно решался этой творческой бригадой. Не умаляя достоинств иных работ Ирины Швед, все-таки наибольшее удовольствие я испытываю, когда в очередной раз просматриваю фильм-балет «Маскарад», в котором ведущие партии в разное  время исполнили на сцене М. Петухов, В. Гришукова, Т. Степанова, С. Яппаров, П. Фомин, А. Коренок. Благо этот спектакль по-прежнему показывает одесское телевидение. Причем, смотрю этот спектакль не просто с восторгом зрителя, отдаю должное мастерству режиссера, гармонично соединившего каждый вздох, каждое движение, каждый звук в одно целое произведение, от которого глаз не оторвать, и после того, как прозвучал последний аккорд, хочется возвращаться в начало спектакля снова и снова. Сложно даже представить себе, сколько часов потратил режиссер на репетиции, вместе со всей творческой группой досконально изучая ход спектакля, выстраивая схему съемок! Сама Ирина Васильевна говорит: «Как вихрь, налетела на нашу редакцию, я считаю, сумасшедшая по масштабам работа — балет «Маскарад». Театр готовился к премьере — а это была первая постановка «Маскарада» в Советском Союзе — а мы одновременно — к «переносу» балета на телеэкран».

Впервые «Маскарад» прошел в 1983 году на ЦТ в цикле передач «Премьера». Московские рецензенты писали: 
«Балет «Маскарад» — спектакль Одесского театра оперы и балета — явление весьма интересное в советском балетном репертуаре. Как нам думается, премьера этого балета по ЦТ прошла весьма успешно. И не только потому, что театр предложил интересный спектакль, но и потому, что была проделана огромная работа телевизионной группой: режиссером Швед, редактором Илюшенко, звукорежиссером Ниной Балаевой, ведущим оператором Анатолием Бурдейным, операторской группой». 
 На это режиссер-постановщик Ирина Швед замечает: 
«Телевизионное творчество — коллективное, и, если собирается команда единомышленников, то успех обеспечен, а рядом со мной всегда работали потрясающе талантливые люди». 
 Один из единомышленников Ирины оператор Валерий Антонов, так охарактеризовал её работу: 
«Я бы сказал, что у передач Иры Швед самобытный «шведовский» почерк, отличающийся особой притягательностью и адресной точностью».
 И с этим нельзя не согласиться.



1 комментарий:

  1. Замечательно, что есть такие талантливые, одержимые, трудолюбивые профессионалы.
    С Днём рождения, Ирина Васильевна! Здоровья, счастья, душевного равновесия, вдохновения, мира и радости в жизни желаю на долгие годы Вам!

    ОтветитьУдалить