Казацкие вожди

Больше двухсот лет тому назад умер полковник Головатый, а цветы, которые дарят ему одесситы, убеждают в том, что украинцы будут всегда помнить одного из основателей Черноморского казачества.

 Разве мог он представить и этот огромный монумент в его честь, и цветы, которые всегда лежат около его ног? Да и сам инициатор сооружения памятника, писатель Богдан Сушинский не очень надеялся, что его идея увековечения памяти Головатого в скульптуре осуществится. Но, невзирая на все проблемы, памятник выдающемуся украинцу стоит в самом центре Одессы и являет собой символ всего Черноморского казачества. А именно Антону Головатому, судье Войска Запорожского, кошевому атаману Черноморского казацкого войска, полковнику российской армии, суждено было не только пережить трагедию разрушения Запорожской Сечи, а также стать свидетелем и участником создания еще двух славных казацких войск: Черноморского и Кубанского. Все это произошло впоследствии, а пока еще запорожцы были опорой Российской империи на границе с Турцией.

  Пограничные земли Северного Причерноморья во второй половине XVIII века разрывали между собой Россия и Турция. Две больших реки по очереди становились границами боевых действий: Южный Буг и Днестр. Запорожское войско приняло участие в решающих битвах в составе 1-й и 2-й российских армий. В обязанности запорожцев входило выполнение стратегических заданий, в том числе и со стороны Днестра. После окончания войны 1768–1774 годов и подписания мирного соглашения граница проходила по Южному Бугу. Доблестно дрались казацкие воины, и некоторых из них императрица наградила золотой медалью со своим изображением. Среди немногих награжденных был известный среди запорожцев есаул Сидор Билый, который вместе с медалью получил звание российского дворянина, и это сделало его известным и в Петербурге.

  Наступает относительная тишина на границе и оказывается, что казаки не нужны Российской империи, несмотря на их героизм в борьбе с турками. Кошевой Запорожской Сечи Петр Калнышевский отправляет в Петербург судью Антона Головатого и военного есаула Сидора Билого, которые ведут переговоры с императрицей относительно сохранения Запорожской Сечи, казацких прав, вольностей и территорий. Екатерина II обещала, но, как мы знаем, переговоры ни к чему не привели, напротив — ускорили указ о разоружении украинского казачества. Императрица даже выдала специальный манифест, в котором требовала не только истребить Сечь, но никогда в последующем не вспоминать слово «запорожцы».

  Когда казаки поняли, что Запорожская Сечь не удержится, часть из них тайком переместилась в низовье Днепра, чтобы потом отправиться на Дунай, тогда еще территорию Турции. Продвигаясь к Дунаю, казачество целыми сотнями оседало на плодородных землях Северного Причерноморья. Несколько сотен казаков осталась на Хаджибейском лимане, несколько — в бассейне Днестра, несколько поселилось здесь раньше, так как очень близко были знакомы с этими местами, поскольку добывали соль в лимане для Запорожской Сечи. Следовательно, запорожцы появились на территории нынешнего Беляевского района задолго до начала решающей войны между Россией и Турцией за земли между Южным Бугом и Днестром, которая началась в 1787 году.

  В семидесятые годы не могло быть и речи о возрождении Запорожского казачества и все же оно началось. В одной из своих книг «Украинское Черноморское Подунай­гуляйпольское казачество» Богдан Сушинский пишет что:

«… одним из первых, кто официально обратился к идее возрождения казачества, оказался Потемкин. Он чувствовал духовную причастность к казачеству, ведь в свое время записался казаком в курень, атаманом которого был Антон Головатый. Кстати, можно не сомневаться, что это обстоятельство, как и личное знакомство с Потемкиным, впоследствии не раз помогали Антону Головатому улаживать казацкие дела. Именно поэтому всегда в составе всех делегаций его отправляли в Петербург».

  Впрочем, совсем не сантименты руководили Потемкиным, а необходимость защищать границы России от турок и татар, которые восстали уже в год присоединения к России, в 1783. Поэтому, только в Крыму началось это восстание, князь начал рассылать по казацким поселениям письма, обращаясь к казакам с призывом формировать добровольческие отряды для борьбы с татарами. На военную службу привлекались прежние запорожские казаки, из которых начали формировать «войско верных казаков» (впоследствии Черноморское казацкое войско). Первый такой отряд, который насчитывал 500 пехотинцев и 500 всадников, удалось сформировать Сидору Билому. Он и его отряд верили, что это может стать возрождениям казачества. И вдохновителем этой идеи опять же выступал Сидор Билый, чей авторитет удачно вписывался в контекст тогдашних взаимоотношений между казачеством и российским командованием. Атаманом назначено Сидора Билого, а военным судьей стал Антон Головатый, которых и считают основателями Черноморского казачества и хуторов, на которых в настоящий момент стоит Беляевка. В феврале 1788 года Сидор Билый вместе с военной старшиной получил булаву кошевого атамана. Военные клейноды ему вручил Александр Суворов, который был поражен отвагой казаков.



  О судьбе Сидора Билого и Антона Головатого мы знаем не очень много, но даже минимум информации, сохранённой для нас историей, дает возможность говорить о них, как о действительно талантливых, выдающихся украинских казацких полководцах. Как бы то ни было, а прежние сечевики потянулись к Сидору Билому и Антону Головатому. Достаточно быстро было сформировано новое войско. Впервые Антон Головатый отличился в 1788 году в морском бою вблизи Очакова, в котором турецкая эскадра столкнулась с российской и украинской. Вот как описывает этот эпизод войны в эссе «Антин Головатый» писатель Богдан Сушинский:

  «По приказу Головатого, который командовал украинской флотилией, казаки-моряки вели себя как настоящие камикадзе. В метель они вышли на своих гребных лодках, взяли на буксир российские суда, которые свернули паруса от шторма, и потянули их на сближение с кораблями адмирала Хасана-паши. Ничего подобного история морских битв, очевидно, не знала. Казаки не только буксировали своими чайками российские суда, но и первыми атаковали турецкие корабли. Три из них пошли на дно. Другие под напором отступили. Существует предположение, что именно эта битва воспета в одной из народных песен, героем которой стал Антон Головатый: «Ой став наш Головатий на хлопців гукати: «Піднімайте, добрі хлопці, паруси всі в гору...».

  После этого командование над всеми пешими полками и флотилией Черноморского казацкого войска было полностью передано Головатому, а уже через несколько дней после описанного выше морского боя в сухопутной битве смертельно был ранен Сидор Билый. В продолжение суток врачи боролись за его жизнь, но все было напрасно. Короткий, но славный боевой путь первого кошевого атамана Черноморского казачества был окончен. Не пришлось руководить войском и А. Головатому. Павел I выдал указ о его назначении атаманом, когда тот уже был на смертном одре. Но хоронили Антона Головатого уже как кошевого атамана.

  А теперь несколько дат. Война между Россией и Турцией, которая переместила свои границы с реки Южный Буг на Днестр, закончилась в 1791 году и, безусловно, казаки надеялись навсегда поселиться на этой земле. Есаул Ниякый в своем сообщении, которое датируется 1792 годом, вспоминает о создании поселения Головкивка. Именно на месте нынешней Беляевки Антон Головатый разбил хутор, который получил название Головкивка. Здесь, по одной из версий, мечтал после войны поселиться также и Сидор Билый, потому не удивительно, что по традиции казацкой топонимики давать названия поселениям в честь славных атаманов, Беляевку и названо в его честь. Здесь могли поселиться его потомки. Черноморское казацкое войско просуществовало до 1792 года, и не успели казаки расположиться около Днестра на постоянное местожительство, как Екатерина II нашла для них другие края, а именно — Кубанскую землю. Цель этого переселения была сформулирована в Указе императрицы: Войску Черноморскому принадлежит

  «бдєніє и стража погранічная от набегов народов закубанских».

  Не помогли ни слезы, ни просьбы, Екатерина II была неумолимой — казаки с семьями должны были навсегда оставлять все свои поселения на Днестре. Но, безусловно, пошли не все, в нескольких селах Беляевского района и в самой Беляевке остались потомки казачества.

  Разве не свободный казацкий дух помогал им быть непримиримыми бойцами во время Гражданской, Великой Отечественной воен, разве не уважение к предшественникам помогало современникам возродить Черноморское казачество, организация которого существует и в Беляевке. Еще одним доказательством присутствия казацких традиций в Беляевском районе стало освящение нескольких церквей в честь Покрова Святой Богородицы, которая всегда считалась покровительницей казачества. Благодарные потомки казацкого рода не забывают о легендарных основателях города Беляевка, рыцарях приморской степи Сидоре Билом и Антоне Головатом. Это полностью отвечает Национальной программе возрождения и развития украинского казачества, реализация которой осуществляется на Одесчине с 2002 года. В 2008 году, по инициативе Беляевского городского совета в Беляевке был открыт памятник основателям города — легендарным воинам Черноморского казацкого войска.


Использованная литература:
- 90 років Біляївському району.—Одесса: Астропринт, 2013.


Комментариев нет:

Отправить комментарий