Об одесских извозчиках

 Перенесемся на 180 лет назад и представим нашу Одессу.
 Улицы были вымощены булыжником в центре, а на окраинах — деревянные тротуары и непролазная грязь. А вот и извозчик! Скучает, поджидая седока. И лошадь его дремлет, понурясь.
– Эй, извозчик! – Куда прикажете? – На Дерибасовскую!
 Он подбирает вожжи, лошадка пробуждается, взмахивает хвостом, встряхивает гривой и пускается в путь неторопливой рысцой. Постукивают копыта, поскрипывают рессоры. Навстречу плывут низенькие домики, заборы, деревья. Вдруг сзади доносится быстро настигающий цокот копыт. Наша лошадка боязливо жмется к тротуару, а мимо проносится карета, запряженная четверкой лошадей, а на козлах — лихой, красиво одетый кучер. 

 Колоритные фигуры дрожечников, бричечников, биндюжников воспеты многими именитыми гостями Одессы. Немало строк посвятили им писатели и журналисты — одесситы, прежде всего «романтический историограф» Одессы Бабель! В Одесском облгосархиве есть дело «об извозчиках, промышляющих на бирже», составленное в начале 1825 года. Из него следует, что в 1824 году в Одессе было 85 дрожечников, 108 бричечников, 271 повозочник, 37 биндюжников. Каждый из владельцев платил за единицу гужевого транспорта налог в 2 рубля 50 копеек за полугодие. На дальние расстояния из Одессы отправлялся дилижанс. На крыше крепили багаж и были места для пассажиров — двухэтажная многоместная карета. И в газетах того времени можно было встретить объявление о том, что есть место для попутчика в Москву или Санкт-Петербург. Дилижанс мчался вчетверо быстрее пешехода, поднимая пыль. А бедные пассажиры мучились от тряски.  



Использованная литература: - Средства передвижения: Цикл телепередач 1995г. — Одесса: Гостелерадиокомпания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий