Никакой труд не мог меня устрашить

Моя первая публикация о Тучкове вышла в 1987 году и с того времени продолжались поиски сведений об этой яркой и несколько забытой личности.

 За эти годы изучены многие рукописные документы в архивах города Измаила, Республики Молдова, России, а также произведения С.А. Тучкова и труды военных историков XIX – начала XX века. В результате этих поисков открыты неизвестные факты из жизни Сергея Алексеевича Тучкова и его ближайших родственников.

  Старинный дворянский род Тучковых берёт своё начало от Михаила (Миши) Прушанина, служившего при князе Александре Ярославовиче (Невском). Предок Тучкова «новгородец Миша» в 1240 году принимал участие в битве со шведами на Неве. За успехи в ратных и дипломатических делах Тучковы в награду «жалованы были от государей», кроме воинских чинов, поместьями с крестьянами и обширными угодьями. К концу XIX века Тучковы состояли в родстве с дворянскими родами Веригиных, Жемчужниковых, Ивановских, Казариновых, Кожиных, Нарышкиных, Неклюдовых, Орловых-Денисовых, Опочининых, Тютчевых; князьями Курбскими, Мещерскими и Светлейшим князем М.И. Голенищевым-Кутузовым-Смоленским. За два столетия (XVIII и XIX вв.) несколько офицеров Тучковых, принимали участие в военных событиях в нашем крае, к тому же некоторые из них имеют непосредственное отношение к истории Измаила и Татарбунар, о чём подробно изложено в подготовленной мной к изданию рукописи «Сергей Алексеевич Тучков».

Сергей Алексеевич Тучков.
Гравюра Ухтомского по оригиналу худ. О.А. Кипренского, 1816 год


  Так, в начале русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов 25-летний племянник Сергея Алексеевича — Павел Алексеевич Тучков (1803 – 1864), гвардии капитан Генерального штаба, был назначен капитаном над вожатыми при Главной квартире императора Николая I. О событиях тех дней он вспоминал, что 27 мая 1828 года переправа у Сатунова (ныне село Новосельское Ренийского района — Р. Ш.) производилась егерской бригадой 7-й пехотной дивизии в небольших лодках запорожских казаков, перешедших на нашу сторону по старанию дяди его Сергея Алексеевича.

«Вместе с Кн(язем) Горчаковым я спрыгнул в одну из этих лодок, — писал далее капитан Тучков, — и под сильными выстрелами неприятеля они благополучно пристали к противоположному берегу и заняли болотистый лес на правом фланге неприятельской позиции».

  Через пятьдесят лет его сын, он же внучатый племянник основателя города Измаила — генерал-майор Михаил Павлович Тучков во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. состоял в полевом штабе Дунайской армии. Он хорошо знал ситуацию на Нижнем Дунае в Измаиле и Татар-Бунаре, где базировались войска Нижне-Дунайского отряда, госпитали, подвижные лазареты и продовольственные склады. По окончанию этой войны России была возвращена потерянная ею в результате Парижского мира 1856 года часть Южной Бессарабии с Измаильским уездом.

  Мне удалось шаг за шагом проследить военную биографию Сергея Алексеевича Тучкова от ротного командира до шефа Кавказского гренадерского полка, дивизионного и корпусного начальника. Вот несколько эпизодов. За проявленную личную храбрость и самоотверженность в морском сражении со шведами при Роченсальме в 1789 году капитан артиллерии Сергей Тучков был награжден золотой шпагой «За храбрость». Пять лет спустя, в пасхальную ночь 12 апреля 1794 года, было совершено предательское нападение на русский гарнизон в Вильне, и многие были убиты. На требование начальника гарнизона, героя Измаильского штурма генерал-майора Арсеньева, попавшего к заговорщикам в плен, о прекращении военных действий против мятежников Тучков отвечал:

«Я арестовать себя не дам, и мятежники не иначе могут получить мою шпагу, как вместе с жизнью моей. Не только я, но все штаб- и обер-офицеры, а с ними и нижние чины и солдаты, которыми я ныне имею честь начальствовать, одного со мною мнения».

  Собрав свою команду и разные войска, капитан Сергей Тучков вывел их из мятежного города. Он принял на себя по старшинству главное начальство, так как все старшие офицеры, находившиеся в Вильне, были убиты или захвачены в плен. Капитан Тучков со своим отрядом спас 16 орудий артиллерии, денежную казну комиссариата, знамена Нарвского и Псковского пехотных полков, захватил вражеское знамя и роту неприятеля с ее начальником, отразил нападение мятежников и бомбардировал город, «за что награжден орденом Св. Великомученика Георгия 4-го класса» и стал лично известен императрице Екатерине II.

  В феврале 1812 года главнокомандующий Дунайской армией М. И. Кутузов из Бухареста доносил императору Александру I, что генерал-майор Тучков 2-й, действуя от Измаила в экспедиции на правый берег Дуная, где начальствовал особым отрядом, показал благоразумие и отличное знание военного искусства. Он занял многие военные турецкие селения и закончил экспедицию взятием в плен верховного паши с гарнизоном в количестве более 600 вооруженных турок. Результаты экспедиции ускорили подписание мирного договора с Турцией. За эти отличия граф Голенищев-Кутузов собственноручно назначил Тучкову в награду орден Св. Анны первого класса. Но надвигалась война с Наполеоном, счет времени шел не по дням, а уже по часам, и представление Кутузова осталось без последствий.

  …Малороссию Сергей Тучков знал с юных лет, когда семья переехала жить в Киев. Богатство её природы, чистота жилищ простых поселян, их одежда и образ жизни поразили впечатлительного и наблюдательного отрока. Его первые стихи «поправил» и отослал в Московский университетский журнал архимандрит Киево-Братского монастыря, ректор Киевской духовной академии Кассиан-Ляхницкий. Уроки архимандрита Кассиана по риторике, поэзии и латинскому языку помогли юному стихотворцу Сергею Тучкову ознакомиться с основами отечественной словесности и в дальнейшем развить дипломатические наклонности.
Велики заслуги Сергея Алексеевича перед нашим краем и Бессарабией. Ему доверяли. У него искали защиты и покровительства от притеснений и обид местных чиновников. К нему обращались как к первому благодетелю, отцу и утешителю. «Ваше здесь человеколюбивое правление и покровительство над нами пребудут на долгие времена», — писали Тучкову в апреле 1813 года в Минск от имени «Некрасовского общества» города Тучкова. Они сообщали, что более тысячи семисот некрасовцев из-за Дуная «желали единодушно поступить в казачью Его Императорского Величества службу, а когда узнали, что Вас тут нету — вынуждены были с великим прискорбием отменить своё намерение». Прошение некрасовцев заканчивалось словами:

«Батюшка Ваше Превосходительство, подвергаясь к стопам Вашим, умоляем не оставить нас в теперешнем положении и тем спасти многие семейства от видимой нам бедности и разного рода притеснений».

  Будущий измаильский градоначальник Тучков не оставил эту жалобу без внимания…

Успенская церковь Новодевичьего монастыря
 Сергей Алексеевич скончался в Москве, в доме своего младшего брата — генерал-майора Павла Алексеевича Тучкова, куда он переехал после выхода в отставку. Погребение состоялось 18 (6) февраля 1839 у алтаря Успенской церкви Новодевичьего монастыря, рядом с родственниками. Здесь, на родовом месте погребений, были похоронены его родители: отец — Тучков Алексей Васильевич, действительный тайный советник, генерал-поручик, сподвижник Румянцева, Потёмкина и Суворова, проживший, по тем временам, долгую жизнь, и мать — Елена Яковлевна, урождённая Казаринова, потерявшая двух своих сыновей в Бородинском сражении. Надгробие Сергею Алексеевичу Тучкову с ярко выраженной темой вечности и покоя исполнено по проекту академика Петербургской Академии художеств Авраама Ивановича Мельникова.
 Жители города Тучкова достойно хранили память о своем градоначальнике. Через полгода после кончины Сергея Алексеевича Тучкова измаильский 1-й гильдии купец Антон Петрович Миланович построил на юге Италии за собственный счёт бригантину, именуемую «Тучков», стоимостью в 10750 испанских талеров, что составило на ассигнационный российский курс 1839 года — 49980 рублей 50 копеек ассигнациями и медью.

  В девяностых годах двадцатого столетия автор этих строк, тщательно обследовав некрополь Новодевичьего монастыря и не найдя могилы основателя города Измаила — генерал-лейтенанта С.А.Тучкова, обратилась в музей «Новодевичий монастырь», откуда также не получила положительного ответа. Только значительно позже сотрудники Государственного Исторического музея России все же разыскали в своих фондах не только документы о захоронении Сергея Алексеевича Тучкова, но и снимок надгробия, сделанный 15 июня 1929 года фотографом Лебедевым с надписью на обороте: «Тучков Сергей Алексеевич. Генерал. Ветеран Кавказской эпохи. Один из 5 братьев Тучковых. Писатель. 1.10. 1767 – 3.2. 1839».

Надгробный памятник С.А.Тучкову
Художник А.И.Мельников. Фото Лебедев, 1929 год
 Могилы Сергея Алексеевича Тучкова и его родственников не сохранились. В 1930-х годах территорию Новодевичьего монастыря было решено реконструировать и превратить в сквер с зелеными газонами и асфальтовыми аллеями. В некрополе монастыря до его «реконструкции» было свыше 2000 захоронений. После — сохранилось только около сотни надгробий. Оказались утраченными могилы многих выдающихся людей России, в том числе основателя города Тучкова (Измаила) генерал-лейтенанта Сергея Алексеевича Тучкова, его родителей и брата — действительного тайного советника, героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Павла Алексеевича Тучкова.

Автор: Раиса Шишкина, исследователь истории Придунавья, член Национального союза журналистов Украины, г. Измаил.
  Статья написана специально для газеты «Татарбунарский вестник». Архивные фото предоставлены автором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий