Герой сын героя

Первая мировая война не коснулась территории Приднестровья в буквальном смысле, но всё же стала трагедией, как любая война.



 Начались боевые действия в разгар горячего лета, и после мобилизации мужчин большая часть урожая осталась на полях из-за недостатка рабочих рук. Яков Перекрестов вместе с земляками тоже, захватив небольшую котомку, прибыл в Одессу на сборный пункт. Хотя и был еще совсем молодым, а все же успел сродниться с полем, которое весной засеяли, а теперь вынужден был покинуть новый хлеб на корню. С Первой мировой вернулся полным Георгиевским кавалером и не очень любил рассказывать о кошмаре войны, хотя сынок Саша, родившийся в 1924 году, подрастал и расспрашивал отца о войне, о тех наградах, которых уже давно не было в сундуке, потому что георгиевские кресты пришлось обменять на муку в голодный 1921 год. Иногда, в редкие минуты отдыха, рассказывал сыну, за что получил награды, о своих военных товарищах, об их героических поступках, о том, как мечтал скорее вернуться домой в Дальник.


  В 1941 году Саша провожал отца, который снова шел на войну. Хотелось и ему быть с отцом плечом к плечу, но он был еще молод и остался дома. За два месяца Одесса и вся область были оккупированы фашистами. Оккупацию семья пережила впроголодь, но страшнее была тревога за отца Якова Тарасовича, от которого очень редко поступали письма. Тем более, что во время обороны Одессы Саша видел смерть, а поле за селом было черным от трупов, ведь Дальник стал одной из главных твердынь обороны Одессы в Южном секторе. Картина смерти, которая представала перед Александром, усиливала тревогу за отца.

  Александр Перекрестов пошел на фронт в 20 лет, сразу после освобождения Одессы и Дальника в апреле сорок четвертого года. После непродолжительной учебы он руководил обслуживанием минометной роты. Его миномет всегда метко бил по гитлеровцам. В первых числах августа 1944 года во время штурма Вислы младший сержант Перекрестов уже был командиром отделения связи. Между боевыми подразделениями, которые вели совместные военные действия, связь была самым необходимым фактором согласованного наступления. Нельзя было допускать обрыв провода, потому Александр и его подчиненные тянули провода, как правило, под перекрестным огнем пулеметов и пушек. Десятки погибали во время таких боев. Но на место товарища подползал другой связист и тянул провода к месту назначения... Чтобы перечислить отдельные примеры, за которые Александр Перекрестов должен был бы получить награды, нужно издавать отдельную книгу. Он и сам не помнил все опасные эпизоды, которых было множество в отделении связистов, командиром которого был Александр. А осколки, которые врачам не удалось удалить, напоминали о себе достаточно часто внезапной жгучей болью. Кроме ранений здоровье было подорвано и условиями, в которых приходилось работать связистам: под жгучим солнцем или проливным дождем, ползая по камням или по сплошной грязи. В то же время нужно быть ловким, чтобы успеть наладить связь перед боем, или соединить оборванные во время боя провода. Наступление наших войск было таким стремительным, что думать об отдыхе не приходилось. Однако, когда выдавалась свободная минута, в воображении Александра появлялось родное село с его балками, небольшой речкой в зарослях камыша, вспоминались родные и друзья, разбросанные войной по разным дорогам чужих стран, где в это время кипела война и для которых такими, как он, советскими солдатами, добывалась мирная жизнь.

  На плацдарме за рекой Пилица, готовясь к оборонным боям, Александр хорошо наладил связь между передовой и минометной батареей. Предусматривалось захватить небольшой городок, перерезать железную дорогу и шоссе, парализовав важнейшие коммуникации врага. Бои длились в течение нескольких дней. Наступление развивалось. Атаки врага захлебывались и, в конечном итоге, 244-й гвардейский стрелковый полк Восьмой гвардейской армии полностью завладел городом. Здесь Александр был ранен в правую руку. Долечивался, как уже не раз, на марше.

  Во время уличных боев в Познани Александр, прокладывая связь, однажды воспользовался оружием врага. Фаустпатроном уничтожил расположенное в подвале пулеметное гнездо, мимо которого не смог бы протянуть телефонный кабель. Вернувшись в роту, с грустью узнал о гибели командира полка от пули снайпера. Вскоре снайперы начали поражать и связистов. А обстоятельства требовали согласования действий, ведь гитлеровцы окружили соседний полк, и нужно было помочь находящимся в окружении. А как быстро без связи передать приказ? Опять отличился Перекрестов: с пакетом за пазухой он зигзагами передвигался площадью. Несколько раз снайпер попал в него, но дважды Александра спас карабин, кое-где прикрывали тела убитых, а одна из пуль попала в сапог. Когда добрался к цели, закружилась голова, а придя в себя, увидел, что лежит в подвале вместе с другими ранеными. Примеров, подобных этому, было немало, равно как и ранений.

  Отделение Перекрестова прокладывало связь во многих городах, посёлках, высотах, за которые в Европе велись бои. Лишь на улицах Берлина связисты влились в боевые порядки пехоты, ведь все перешли на радиосвязь. В Берлине, во время одного из боев, Александра ранило осколком. Когда его перевязывали, медик сказал: «Благодари значок, иначе мы уже ничем не помогли бы». Так в Берлине закончилась война для известного своими подвигами полного Кавалера ордена Славы Александра Яковлевича Перекрестова.

  Отец, Яков Тарасович, прошел всю войну сапером и вернулся домой раньше сына, тоже имея высокие награды за героизм в годы Великой Отечественной войны. Опять вместе с другими дальничанами отстраивал народное хозяйство, вместе с семьей пережил еще один голод, который вспыхнул в 1946 году, а встретил демобилизованного сына Сашу, когда жизнь начала налаживаться. Вернувшись домой, Александр сначала работал в Дальнике заведующим клубом, потом ездил из села на работу в Одессу. Тяжело переживал смерть отца, который погиб, спасая маленького мальчика, нашедшего снаряд в лесополосе. Так снова напомнила о себе жестокая война. Александр Перекрестов тоже ушел из жизни преждевременно: дали о себе знать частые ранения. В Великом Дальнике помнят. Подтверждение тому живет и в названии улицы имени Перекрестова, по которой он ходил, и в школьном музее боевой славы, где нынешнему поколению юных обитателей Великого Дальника рассказывают о парне, который через несколько лет после того, как расстался со школьным ранцем, стал Героем Советского Союза.


 Использованная литература:
- 90 років Біляївському району.—Одесса: Астропринт, 2013.


Комментариев нет:

Отправить комментарий