Учитель — не профессия, а судьба

  Чтобы посетителям сайта было понятно, какое отношение к селу Мирному имеют Оттилия и Эдуард Мак, приходится вновь коротко обратиться к  не столь отдалённому прошлому, а, именно, к середине 30-х годов ХХ века.

 Тогда ещё в Одесской области насчитывалось большое количество деревень-колхозов с немецкими названиями.  Основаны были эти сёла в самом начале ХIХ века немецкими колонистами, приглашёнными сюда царским Манифестом. Тогда в странах Европы царские эмиссары агитировали ремесленников и  малоземельных крестьян на льготных условиях  поселяться в отвоёванном Россией у Турции  малозаселённом Причерноморье. На это приглашение откликнулось множество жителей южно-германских княжеств и Эльзаса, измученных войнами, грабежами и распрями на религиозной почве. Подписавшие договор прибывали на судах по Дунаю, а некоторые и на своих подводах.  Их встречали представители Попечительного Комитета и поселяли строго по конфессиональной принадлежности на отведённой для будущего села территории степи, — не на руинах, а на целинных землях, судя по оставшимся многочисленным источникам. И понадобилось много лет, чтобы освоить всю отведённую каждой семье землю. Но земля была собственностью общины и неделима, поэтому дети и внуки первых поселенцев позже вынуждены были покупать землю и основывать новые поселения не только вблизи родных сёл, но даже на Алтае, в Казахстане, Сибири...

  Наша мама,  Оттилия Люц, родилась в 1917 году в Кляйнлибентале (теперь Малодолинское),  одном из самых красивых католических сёл, по мнению очевидцев, основанном в 1803-1804 г.г.  на северо-западе вблизи молодого города Одессы. Она выросла в многодетной крестьянской семье. Хорошо закончила школу-семилетку в родном селе, после чего её направили учиться на рабфак (учительские курсы) для начальных школ, т.к. наблюдалась большая нехватка учителей. По окончании курсов маму назначили работать в школу села Фройденталь (Мирное), где она успешно проработала  с 1934 по 1941 годы, продолжая постоянно учиться. Как она работала и была любима селянами и своими учениками, мне стало ясно в Таджикистане, когда она встретилась через несколько лет после войны с фройдентальцами, сосланными как и мы в хлопкосеющие колхозы этой республики. Она была теперь, как и они, колхозницей, но все её называли « Учительница Люц». А однажды её обнимал плачущий и благодаривший её мужчина, которого она сначала не могла узнать, и лишь после его рассказа о том, что он тот, кому она каждый день приносила кусочек  хлеба, она  вспомнила его фамилию. Он был болезненным мальчиком из большой, но бедной семьи, и мама, как могла, поддерживала и его, и других ребятишек.

   Из рассказов родителей и воспоминаний самих фройдентальцев мы знаем, что, как они говорили, «в колхозное время», люди их села жили очень бедно. После раскулачиваний и репрессий это село никак не могло вернуться к прежнему расцвету и достатку.  Люди получали из колхоза только кукурузную муку и вино, которые они продавали, чтобы купить одежду или съестное. Кормили их только оставшиеся после коллективизации небольшие приусадебные участки, и  домашнего скота было мало, т.к. его тоже нечем было кормить. В сельский магазин два раза в неделю привозили хлеб, но не для колхозников, а только для нескольких человек сельской интеллигенции, в том числе и для учителей.

  Наш папа, Эдуард Мак, родился тоже в крестьянской семье в евангелическом селе Александергильф (теперь Доброалександровка) в 1918 году. Его отец Даниэль Мак, как и многие его земляки, прослужил в царской армии всю Первую мировую войну на турецком фронте и после революции вернулся домой. Село было основано в 1805 году вдоль реки Барабой, но его первые основатели почти все вымерли из-за эпидемий  и весенних паводков, затопивших землянки первопоселенцев, и тогда перенесли земельный надел для села  и новых переселенцев в более защищённое от наводнения место тоже вдоль реки Барабой. Там  стоит это село и поныне. Папа тоже успешно закончил школу в своём селе и поступил в среднюю школу самого большого села и районного центра в Гросслибентале (теперь Великодолинское). Сюда в  единственную десятилетку в районе съезжались желающие получить среднее образование  из отдалённых сёл, поэтому для этих учеников имелся интернат, где дети жили и получали бесплатное питание.



  После получения аттестата зрелости папа поступил учиться  в  Одесский Немецкий Педагогический Институт на географический факультет. Из-за нехватки педагогических кадров, в том числе и вследствие сталинских репрессий, студентов уже после 2-х лет обучения направляли работать, это так называемое незаконченное высшее образование, а заканчивали обучение заочно. Так было и у папы. Только закончил он Украинский Педагогический Институт, т.к. Немецкий Пединститут к тому времени уже был расформирован.

  Итак, в1937 году папу направили работать в школу Фройденталя, где он встретил молодую учительницу Оттилию Люц - свою будущую жену.

  С 1 сентября 1938 года неожиданно, без всякой подготовки все немецкие школы, кроме школ Автономной Республики Немцев Поволжья, были переведены на преподавание на русском языке.  Это было очень сложно и для учеников, плохо знавших русский язык, и для учителей.

  В апреле 1939 года мама с папой зарегистрировали свой брак, отметив это событие в узком кругу друзей. Мои бабушки и дедушки не были в восторге от этого брака из-за различия в вероисповедании, но всё очень быстро уладилось. Обе семьи очень быстро породнились, и в них всегда царили взаимопонимание и взаимопомощь, как и в нас – их потомках, только улыбающихся при воспоминании об этом...
  Как семейная пара родители вскоре получили комнату в учительском интернате Фройденталя. Через год родилась дочка, и родители купили козу, чтобы иметь ежедневно хоть немного молока. Эти годы семейной жизни во Фройдентале мама всегда считала самыми счастливыми в своей жизни...

  Но пришёл июнь 1941 года, а с ним война. Все были шокированы этим известием. Когда папе сообщили о начале войны, он потерял сознание. Мудрые старики села, как папа часто вспоминал, услышав о начале войны, предсказывали: «Этот безумец (Гитлер) войну проиграет, а расхлёбывать будем мы». На полях созревал богатый урожай, но бомбёжки и обстрелы  мешали людям собрать выращенное тяжким трудом. Кроме того, мужчины были заняты мобилизацией техники, лошадей и скота  в тыл или рытьём противотанковых рвов. Осенью  бомбой был разрушен интернат, в котором родители жили. И они несколько дней обходными путями, минуя линию фронта, кое-как добрались до папиного родного села, где они до конца марта 1944 года жили в доме моей бабушки Екатерины Мак, т.к. дедушка умер в 1940 г. от туберкулёза. Папа ещё два года работал в школе своего села, а маме никогда больше не пришлось заниматься своей любимой учительской работой. Но где бы мы потом ни жили, дети самых разных национальностей всегда  окружали наших родителей, они взаимно притягивали друг друга. И, конечно, такие дедушка и бабушка были большим счастьем и для наших детей и внуков...

  Потом была общая для всех немецких сёл и их жителей, находившихся в оккупированной румынскими, а позже немецкими войсками зоне, судьба: поголовная депортация в Польшу, откуда часть людей бежала в Германию, Затем, летом 1945 года «репатриация» в самые отдалённые места страны:  на Север, в Казахстан, Сибирь и в  республики Средней Азии. Туда же ещё в 1941 году были выселены все немцы из неоккупированной европейской части страны. Все получили статус спецпереселенцев и жили «под комендатурой», не имея права без разрешения коменданта пойти в соседнее село или к врачу. Они долго после окончания войны не имели права работать по профессии, кроме механизаторов и животноводов, не имели паспортов,  их долго не принимали  в  вузы, они не имели права жить в прежних местах поселения до 1965 года... О немцах нигде  в печати не упоминалось до 70-х годов: их просто не существовало. В 1968 году в нашу больницу на самом юге Таджикистана прибыли  из Одесской области два молодых врача, т.к. в республике врачей не хватало. И когда они узнали ближе население района, где в каждом колхозе жило по несколько семей немцев, родившихся в Одесской области, одна из врачей рассказала, что её дедушка всегда говорил о немцах, живших раньше в соседних сёлах и вдруг исчезнувших. Теперь она сможет рассказать ему, где эти немцы  сейчас живут и работают...

  Мама проработала в колхозе 14 лет, была поливщицей, хлопкоробом, гераниеводом, звеньевой и потом единственной в колхозе женщиной-бригадиром. Несколько раз её бригада собирала самые высокие урожаи герани в стране и была участницей Выставки Достижений Народного Хозяйства в Москве. С большим трудом маме удалось уйти из колхоза на производство, но эти тяжелейшие колхозные годы так никогда и не были зачислены в её общий трудовой стаж.

  Папа  почти 10 лет провёл  в ГУЛаге на северном Урале, был освобождён досрочно в декабре 1954 года и приехал к нам в Таджикистан. Работал грузчиком, бухгалтером. Заочно закончил курсы главных бухгалтеров и до 66 лет работал главбухом районного узла связи. В 1984 году родители переехали  на Кавказ, где  семья дочери жила уже несколько лет.

  
 А в декабре 1990 года мы так же, как и абсолютное большинство наших родных и земляков из различных областей и республик страны, не дождавшись восстановления Автономной Немецкой Республики,  решили уехать на историческую родину — в Германию. Родителям было уже за 70, но только здесь они смогли увидеться со многими родными и друзьями, очень многие бывшие ученики приезжали к ним в гости. Отсюда папа смог осуществить свою давнишнюю мечту: посетить родные места Одесской области.  Папа сделал множество фотографий в сёлах, где останавливался их автобус, и рассылал потом знакомым эти фото. Он этим осчастливил  стольких людей и столько получил благодарностей! Ведь эти люди всегда считали своей родиной только свои бывшие немецкие сёла вокруг Одессы, где они мирно жили с соседями самых разных национальностей на протяжении многих лет, обогащая свою страну  своим образцовым трудом. Во время этой поездки папа решил написать о 140-летнем прошлом бывших и забытых немецких колоний-сёл, о которых даже родившиеся в изгнании дети колонистов почти ничего не знали. И как раз во время этой поездки состоялось знакомство папы с директором и учителями школы села Мирного. Завязалась дружеская переписка, которой папа очень дорожил. Газета и фото  в честь 200-летнего Юбилея Мирного являются экспонатами музея российских немцев в городе Детмольд  и бережно хранятся в нашей семье и многих семьях бывших фройдентальцев. 

  C благодарностью и наилучшими пожеланиями  семья Мак -Шок.

   Благодарю за столь трогательный рассказ вашу дружную семью.  На фотографии из семейного архива изображены учителя и ученики Фройдентальской НСШ, 1938 год.  Первый ряд слева направо: Мак Эдуард Данилович – учитель биологии и географии, ученик Генрих Христманн, Лопата Сергей Павлович из Харькова – учитель украинского языка. Второй ряд слева направо: ученица Эрна Христманн, старшая пионервожатая Гольцманн Фрида, ученица Аделя Христманн.

  Статья написана специально для информационного проекта Бессарабочка и рассказывает о событиях, которые происходили в селе Мирное,  Беляевского района Одесской области.


Комментариев нет:

Отправить комментарий