Улица имени Сергея Кравченко

У каждого есть то мгновение, с которого он помнит себя и все, что его окружает.


 

 Для Сергея это была долгая-долгая улица, которая тянется вдоль реки, наполненная плеском волн, пением многих птиц, влажной живой зеленью и рыбой, которую отец, старший брат, а затем и он приносили домой из плавней. Беляевка... Улица, с которой для него все началось, даже звалась Набережной. Кроме брата, в шумной семье было еще четыре сестры. Когда Сергей заканчивал семилетку, теперь Беляевская школа № 1, брат Василий уже писал из Кронштадта захватывающие письма о моряцкой жизни. Сергей тоже мечтал о море, далеком плавании. Не знал он, как впоследствии в далеких краях будет скучать по Беляевке и днестровским плавням.


  Когда в 1941 году прозвучала страшная весть о начале войны, семья Кравченко не стала прятаться за спины. Сразу же к оружию стал отец, Трофим Артемович, потом на фронт пошел брат — Василий Трофимович, добровольцем в 17 лет отправилась за ними и сестра Ирина. Пытался вместе с ней пойти и он, но в военкомате ему отказали, так как его шестнадцати лет было недостаточно для воина. Когда румынские фашисты прорвались через Днестр и пытались захватить станцию «Днестр», все население приняло участие в борьбе, организовав истребительный батальон, который помогал бойцам Чапаевской дивизии отбивать враждебные атаки. Сергей тоже был среди бойцов батальона.

  На фронт был призван, когда в 1944 году советские войска освободили Беляевку. Сергей пошел освобождать города и села Украины, Беларуси, Польши. Служил в составе 415-й роты, 117-го гвардейского стрелкового полка 39-й гвардейской стрелковой дивизии Восьмой гвардейской армии Первого Белорусского фронта. Пытался разыскать брата Василия, который всегда был для Сергея примером. К тому же Сергей мечтал попасть на флот и сражаться рядом с братом. Найти Василия не удалось. Как оказалось потом, Василий Кравченко пропал без вести еще в начале войны, потому и не было от него сообщений. А пока еще Сергей принимал участие в битвах, которые, возможно, были не такими длительными, как в 1941–1942 годах, но от того не менее ожесточенными и опасными.

  К концу лета 1944 года вышли к Висле. Шли последние ожесточенные месяцы войны. Живые свидетели тех событий рассказывают, что, осознавая свое неминуемое поражение, фашисты бесились. Советские воины сотнями, тысячами погибали. Примеры героизма вдохновляли солдат бороться до окончательной Победы. Такой пример неоднократно показывал молодой боец Сергей Кравченко. 1 августа 1944 года Сергей быстрее всех переплыл Вислу и, как только ступил на берег, на первом же доме установил Красный флаг комсомольской организации, который стал указателем для всех других солдат. Все это было сделано под пулеметным и минометным огнем.

  Началось наступление. На десант немцы бросили автоматчиков и три самоходных пушки, что заставило только что переправленную через Вислу стрелковую роту, не выдержав натиск обороны, снова повернуть к берегу. И тогда Кравченко отчаянно ринулся с автоматом наперерез врагам. Уничтожив огнем автомата группу гитлеровцев, гранатами подбив самоходку, он несколькими минутами героических действий спас положение, ведь после этого рота перешла в контратаку и закрепилась на плацдарме. Это был последний бой Сергея Кравченко, потому что раненный в легкие разрывными пулями, он до конца войны пролежал в госпитале между жизнью и смертью.

  Почему в порыве гнева он ринулся на гитлеровцев, чтобы не сорвать атаку стрелковой роты? Разве на этот вопрос существует ответ? Не было его и у Сергея Кравченко, который в госпитале выдерживал адскую боль в легких, начиненных обломками фашистского огня. Впадая в беспамятство, бредил родной Беляевкой, ее улицами и плавнями, голосом матери: «Ой, берегись, сынок!» Как будто видел за большим столом всю их шумную, дружную семью. А опомнившись, опять чувствовал боль и видел палату госпиталя. Не сожалел ни о чем. Знал — не могло быть иначе. Когда лежал на госпитальной кровати, пришло известие, что Президиум Верховного Совета СССР Указом от 24 марта 1945 года присвоил Сергею Трофимовичу Кравченко звание Героя Советского Союза.

  Сергей в родную Беляевку вернулся с тяжелым ранением легких и не любил рассказывать о своих героических поступках, мол, лишь выполнял свой долг. Его младшая сестра говорила:

  «Даже словом не обмолвится о том, где был и как воевал».

  Только из наградного листа беляевцы узнали, чем заслужил Золотую Звезду Героя их земляк. Врачи госпиталя спасли ему жизнь, но из легких не удалось удалить все осколки, и они двенадцать лет тревожили солдата и не дали долго прожить в мирное время. Ушел из жизни в свой тридцать первый день рождения, а именно, 26 октября 1956 года.

  Улицу, которая тянется вдоль плавней, издавна беляевцы звали Набережной. Здесь в небольшом доме под камышом в 1925 году родился мальчик, которому суждено было стать Героем Советского Союза. Сегодня, так же, как и тогда, плещется днестровская вода, поют птицы и шелестят листьями деревья. Только улица теперь зовется не Набережной, а улицей имени Сергея Кравченко. И мальчишки, которые рождаются на этой улице, знают почему.


 Использованная литература:
- 90 років Біляївському району.—Одесса: Астропринт, 2013.


Комментариев нет:

Отправить комментарий