50 лет — на Одесской студии телевидения

 В конце октября 1958 года на 3-й станции Большого Фонтана был сдан в эксплуатацию Одесский телецентр, а 5 ноября вышла первая телевизионная передача Одесской студии телевидения.  

режиссер Одесского телевидения
Буквально, в эти же дни за тысячи километров от Одессы в Волгоградскую телестудию пришёл устраиваться на работу обаятельный молодой человек невысокого роста. С первых дней двадцатилетний Женя Гулин показал себя способным учеником, и довольно быстро освоил азы работы телеоператора. В творческой характеристике того времени дано точное определение и характеру молодого человека, и его отношению к работе: 

«Во время работы за телекамерой он старателен, быстро ориентируется, творчески подходит к решению изобразительного ряда в передачах. Гулин активен и трудолюбив и вполне способен вести самостоятельные телепостановки, спектакли, репортажи, телепередачи любой сложности». 
  Не удивительно, что, когда переехав в Одессу, он летом 1963 года своим заявлением попросил зачислить его на работу в Одесскую студию телевидения (ОСТ), его с такими навыками и способностями взяли телеоператором 1-й категории. Ровно 50 лет — с июня 1963 по июнь 2013, пока не ушёл из жизни, — Евгений Георгиевич работал на Одесском областном государственном телевидении. Несколько лет был телеоператором, а после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии получил специальность режиссёра телевидения и с августа 1975 года был назначен режиссёром ОСТ. Впоследствии ему была присуждена высшая категория режиссёра телевидения, и он обладал всеми профессиональными качествами, соответствующими этой высокой категории.   

Собственный режиссёрский почерк  

 Был немногословен, однако во время разговора смотрел на собеседника таким изучающим взглядом, что хотелось подтянуться, быть ему равным. Журналисты тщательно готовились к разговору с Гулиным, так как Евгений Георгиевич, перед режиссёрской разработкой, старался, как можно более точно трактовать авторский замысел, потому всегда задавал конкретные вопросы и требовал точных ответов. Хотя слово «требовал» в любом словосочетании не применимо к Гулину, настолько он был толерантен. Уважительно и бережно относился к любой авторской задумке, к каждому слову автора, но, разрабатывая сценарий, выдавал «на гора» что-то совершенно новое, своё, дающее право говорить о собственном режиссёрском «почерке». На основе собственного творческого замысла он умел тактично, но уверенно объединить всех участников процесса: автора, актёра, художника, композитора, редактора.

 Несмотря на это, в его личном деле, на удивление, содержится немало приказов с выговорами, на которые не обращал внимания. (Может, только виду не подавал?). На вопрос, почему перенёс запись, коротко и просто отвечал: я не готов. Не начинал съёмку и не садился за монтаж, не продумав все детали, потому каждую его телепередачу отмечают чёткая режиссёрская мысль, интересная образная форма. Тем не менее, во время работы мог и увлечься новой идеей, придумывая новые решения с использованием разнообразных, в том числе, технических средств, спецэффектов и приёмов. Для Евгения Георгиевича это было не сложно, так как он в совершенстве владел режиссёрским пультом, техникой фото, кино и видео съёмки, возможностями видеозаписи и монтажа.   

 За 50 лет его работы на Одесской студии телевидения сменилось несколько поколений телевизионной техники, и он всегда был первым из режиссёров, кто досконально осваивал новые технические средства для наилучшего воплощения творческого замысла. К примеру, когда в феврале 2006 года студия в очередной раз получила новое японское оборудование, Евгений Георгиевич всё свободное от записей время просиживал за незнакомым режиссёрским пультом, изучая возможности программы и засыпая вопросами руководителя бригады по демонтажу старого и установке нового оборудования Аллу Константиновну Зяблову. Бригада работала слаженно, завершив монтаж за 2 месяца, и 1 апреля в эфир вышли первые передачи на этой технике. За режиссёрским пультом работал Женя Гулин.   

 Именно Женей тепло называли его коллеги нескольких поколений: худощавый, подтянутый, сдержанный в общении, никогда не повышающий голос, он был из тех людей, кто не подвластен возрасту, как внешне, так и творчески. Любил спорт, увлекался волейболом и теннисом, Он вспоминал:  
 «Мы в своё время были не просто людьми, работающими в одной организации, мы были командой и старались не только слаженно работать над телепрограммами, но и с удовольствием проводили вместе свободное время. Часто вместе с семьями выезжали на природу, устраивали в коллективе «капустники» с эпиграммами, сценками и песнями, над которыми потом долго смеялись, восхищаясь актёрскими способностями коллег, а в обеденный перерыв спешили на волейбольную или теннисную площадку, которые нами же были устроены во дворе студии».   

 Многоплановый творческий арсенал   

  Пассивных и безразличных не то, чтобы не любил, просто терял к ним интерес. Зато людей, увлекающихся, любознательных, любящих трудиться, независимо от возраста — обожал и умел радоваться их успехам. Однажды мы наблюдали, как он терпеливо готовил к съёмке десятилетнюю ведущую передачи «История средств передвижения». Ей нужно было на велосипеде медленно ехать «на камеру» и произносить заученный текст. Девочка считала, что режиссёр ставит перед ней невыполнимые задачи: говорила, что медленно ездить не умеет, да ещё и говорить нужно во время движения, боялась, что наедет на видео оператора Игоря Деревянко. Однако его доброжелательность и наставления увенчались успехом. Больше всех радовался режиссёр, его возглас, звучавший на весь парк: «Молодец! Молодец!» — был наилучшей похвалой для юной ведущей. Таких минут в его жизни, когда его обычно сдержанное лицо озарялось радостью и гордостью за коллег по съёмочной площадке, было немало. Именно его умение работать с ведущими и актёрами способствовало успеху его постановок.  

  Кроме работы над еженедельными циклами телепередач «Палитра», «Народное творчество», «Писатель и время» и многих других, в его творческом арсенале — телеспектакли, киноочерки, прямые репортажи. В любой характеристике подчёркивается многоплановость Евгения Георгиевича. Гулин осуществил целый ряд художественных телевизионных постановок. Наиболее значительные его работы: «Губернские очерки» М. Салтыкова-Щедрина, «Изотопы для Алтупина» по роману М. Колесникова, «Дом окнами в поле» В. Вампилова, телеспектакль в 2-х частях «Рембрант» по одноимённой драматической поэме Д. Кедрина, телеспектакли «При открытых дверях» по пьесе А. Азерникова, «На Молдаванке музыка играла» О. Соснина, «Засада» А. Векслера. Евгений Георгиевич был также мастером переноса спектаклей одесских театров на экран. К примеру, в 1980 году — спектакль Одесского русского драматического театра «Тихий Дон». В арсенале режиссёра также несколько теле балетов, которые неоднократно транслировались по Центральному и республиканскому телевидению, среди которых — «Герника» на музыку Я. Фрейдлина, «Двенадцать» по мотивам поэмы Блока, на музыку Тищенко, «Комедианты» Д. Кабалевского.  

  Высокую квалификацию не раз подтверждал приглашением на телевизионные трансляции важнейших спортивных событий. В качестве телережиссёра программ по гимнастике он работал на Олимпийских играх 1980 года в Москве, участвовал как режиссёр теле показов чемпионата мира по гимнастике 1981 года, Спартакиады 1982 года, Игр Доброй воли в 1985 году, велогонки мира в Киеве в 1986 году и других соревнований самого высокого ранга. Неоднократно совершенствовал свои знания во Всесоюзном и Республиканском институтах повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по программам «Режиссёр спортивных передач» и «Режиссёр художественных программ», иногда за счёт очередного отпуска.   Сколько бы мы не перечисляли, все работы Жени Гулина достойны подражания, многие из которых получали высокую оценку на обще-студийных летучках, награждались дипломами 1-й степени Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Украины, дипломами многих конкурсов и телефестивалей. 

 Но самое главное, что оставил по себе Евгений Георгиевич, — воспоминания о нём его коллег, как о талантливом режиссёре, постоянно работающим над поиском новых теле решений, добром наставнике, всегда готовом к диалогу, и порядочном человеке с благожелательной улыбкой, иногда таящейся только в глазах.

1 комментарий:

  1. Большое спасибо, что я, как видеоинженер, АСК, кинопоста, АСБ, ПВС, АВМ, ПТС - очень рад, что в моей жизни были такие люди, на нашем телецентре, от которых можно, нужно и необходимо было учиться всему. Низкий поклон всем кто ушел. Николай Костенко.

    ОтветитьУдалить