Юлия Демьяновская

  Конечно, она волновалась, как всегда, хотя уже много раз выступала перед зрителями.
Это не было паникой, наоборот, особое волнение включало все резервы организма, умственные и эмоциональные, что помогало ей увлечь зрителей.

 Выглянув из-за кулисы, увидела переполненный зал, ещё шумный, но уже пребывающий в ожидании, и быстрым шагом вышла на авансцену. Зал притих, а она уверенным низким голосом произнесла: «Добрый вечер!». И не один из сотен присутствующих в зале не заметил её волнения и напряжения, а от краешка сцены до самых последних рядов, через сотни глаз и сердец прокатилась энергичная волна взаимопонимания.

  Так Юлия Демьяновская начинала десятки вечеров «От всей души» в Татарбунарском дворце культуры. Как правило, в ту пору она была и автором, и редактором, и режиссёром, и ведущей всех подобных мероприятий и с воодушевлением вела со сцены трепетные рассказы о заслуженных людях Бессарабии. Особенно Юлия Степановна любила очередной торжественный вечер накануне Дня Победы, скрупулёзно собирала информацию о ветеранах Великой Отечественной войны и выстраивала сюжеты с великим уважением к подвигу участников этой жестокой борьбы с фашизмом. О дорогах войны знала не понаслышке, так как в 1941 году добровольцем ушла на фронт, награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». На счету юной Юлии сотни вынесенных из-под вражеского огня бойцов Советской Армии. Будучи санинструктором стрелкового батальона санитарной роты, она с боями прошла тысячи километров в составе нескольких фронтов.

  В Татарбунарском районе Юлия Демьяновская появилась вскоре после войны, в конце сороковых годов. Двенадцать лет работала ответственным секретарём районной газеты «Знамя Советов». С тех самых пор до последних дней своей жизни она не теряла связи с редакцией, хотя, начиная с 1962 года, занимала разные должности в партийных, советских и государственных органах. В продолжение десятков лет Юлия Степановна совершенно безвозмездно, считая это своей миссией, возглавляла в газете «Татарбунарский вестник» нештатный отдел военно-патриотического воспитания молодёжи. Из-под её пера и пера многочисленного актива, который она успешно привлекала, ежемесячно выходила тематическая страница «Патриот». Безусловно, каждый из выпусков «Патриота» требовал большой исследовательской работы, что, в свою очередь, пополняло экспозицию Татарбунарского музея, заведующей которого была Юлия Степановна.

Татарбунарский районный историко-краеведческий музей.


  Экспонатам становилось тесно в старом помещении, и ей нетрудно было убедить Героя Социалистического Труда, председателя колхоза имени Татарбунарского восстания В. З. Тура выделить в здании нового Дворца спорта несколько комнат под богатую коллекцию музея. Когда Дворец спорта был сдан в эксплуатацию, Юлия Степановна многократно обращалась в правление колхоза и лично к Василию Захаровичу с просьбой оснастить музей необходимым оборудованием, подготовить витрины, фотоальбомы и стенды. Отказа не было ни в чём. Она руководила работами, советовалась со специалистами музеев Одессы по поводу расстановки экспонатов, радовалась достойному дизайну, который постепенно приобретал музей. Когда в 1984 году состоялось открытие нового помещения музея, Ю. С. Демьяновская провела для участников торжества первую экскурсию по его залам. Присутствующие в полной тишине слушали интересный рассказ и отлично понимали, что именно эта настойчивая женщина, связавшая свою жизнь с Бессарабией чуть более тридцати лет тому, внесла наибольший вклад в упорядочение разрозненных материалов по истории города Татарбунары и Татарбунарского района, сохранила в памяти потомков биографии героев борьбы и труда.

Экскурсию проводит Юлия Демьяновская
Первая экскурсия в день открытия музея. Крайняя слева – Ю.С.Демьяновская

 Конечно, кроме достаточно подробного рассказа о разделах, посвящённых участникам Великой Отечественной войны, трудовым достижениям, в тот день (впрочем, как и во время последующих экскурсий) Юлия Степановна большое внимание уделила трём огненным дням Татарбунарского восстания сентября 1924 года, оставившего неизгладимый след в истории Бессарабии и событиям которого в год открытия музея исполнилось 60 лет. Говорила она так же, как и писала: логично, убедительно, образно, подтверждая свой рассказ цифрами, фактами, именами. А главное — в её рассказе о людях разных поколений чувствовалось уважение к решительным поступкам, восхищение подвигом, боевым и трудовым. Вообще, какую бы тему ни затрагивала Юлия Степановна, она всегда могла настроить собеседников на свою волну и дружелюбность. По образованию она — учитель, война прервала педагогическую практику, а после войны её жизненный путь сложился вне школы, однако хоть она и не преподавала учебный предмет, всегда оставалась учителем в широком смысле этого слова, влияла на умы и поведение людей. Свои обширные знания передавала не только через газету и экскурсии в музее, часто бывала в школе, на предприятиях, посещала производственные участки в поле и везде её считали своей.

  Возможно, этот рассказ о Юлии Демьяновской можно назвать несколько патетическим. Но она и была такой: исполненной воодушевления в любом деле, страстной поклонницей истории края и его людей. Мы учились у неё пунктуальности, верности слову, настойчивости в достижении цели. Представителю любого возраста было с нею комфортно. Могла понять и простить любой проступок, но становилась непримиримой, даже резкой, если обнаруживала ложь или была свидетелем неуважения к человеку труда, ветерану войны. Такой и осталась в памяти татарбунарцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий